Дополнительная общеразвивающая программа Веселый каблучок

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73
620144, г. Екатеринбург, ул.Уктусская, д.31-А, т.(343) 257-74-00 e.mail: mbdou73@eduekb.ru

ПРИНЯТО:
Решением Педагогического совета
МАДОУ – детский сад №73
Протокол № 1 от 28.08.2020г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ – детский сад №73
___________________О.А.Саушкина
Приказ № 19 - ОД
от «28» августа 2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТУДИЯ «ВЕСЕЛЫЙ КАБЛУЧОК»

Возраст детей: 3-7 лет
Срок обучения: 4 года

Екатеринбург, 2020

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи программы
1.2. Принципы построения программы
1.3. Объем программы
1.4. Содержание программы
2. Календарный учебный график
3. Учебный план
4. Модули программы
4.1. Рабочая программа модуля «ИгроРазминка»
4.2. Рабочая программа модуля «Танцевальные элементы и шаги»
4.3. Рабочая программа модуля «Танцевально-ритмические композиции»
4.4. Рабочая программа модуля «Этикет и игры»
5. Планируемые результаты
6. Формы оценки планируемых результатов
7. Организационно-педагогические условия
7.1. Кадровое обеспечение образовательной деятельности
7.2. Методическое обеспечение программы
7.3. Материально-техническое обеспечение
8. Список литературы

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа художественной направленности в системе дополнительного
образования ориентирована на развитие творческих способностей детей в различных
областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества,
воспитанию творческой личности. Основной целью данного направления является:
раскрытие творческих способностей воспитанников, нравственное и художественноэстетическое развитие личности ребёнка.
Социально - экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к
смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не
объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности,
дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к
жизни, его психологическая и социальная адаптация.
Танец очень тесно связан со здоровьем и красотой человека. Мышечная нагрузка во
время танца - прекрасный вид физической зарядки, способствующий увеличению
двигательной активности человека. Ведь танец способствует развитию гибкости,
вырабатывает культуру движений, шлифует фигуру, осанку и походку. Это одна из форм не
только физической культуры, но и психической, ведь танцы доставляют человеку радость,
удовольствие. Расслабляя после психических и нервно-эмоциональных нагрузок. Более того,
танец приучает держать себя просто и естественно, помогает общению и взаимопониманию.
Танцуя, можно поведать о себе и о своем характере.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой,
всесторонне развитой личности, на основе гармоничного сочетания танцевального,
физического и интеллектуального развития. Занятия хореографией приобщают ребенка к
миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Соприкосновение с танцем учит
детей слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку. Хореографические занятия
совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному
развитию костно-мышечного аппарата, избавлению от физических недостатков,
максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия
хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию
и, в целом, повышают жизненный тонус детей. В танце находит выражение
жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие
способности. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством:
переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для
реализации творческого потенциала, воспитываются чувство ответственности, дружбы,
товарищества.
Новизна Программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Задача
педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку все
условия для наиболее полного раскрытия и реализации своих способностей, как в
коллективе, так и индивидуально..
Актуальность Программы предполагает целенаправленною работу по обеспечению
воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения творческих потребностей
для духовного, интеллектуального развития, посредствам приобщения их к миру танца,
народной, эстрадной и классической музыки.
Педагогическая целесообразность Программы определена тем, что ориентирует детей
на приобщение к танцевально-музыкальной культуре. Движение и музыка, одновременно
влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, музыкальность и артистичность,
воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную
память. Система занятий воспитывает коммуникабельность,

4

трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Работа
над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять
себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно
использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной
жизни.
Отличительная особенность программы: приобщение детей к музыкальноритмической деятельности с младшего возраста (3 года) на основе «вовлекающего» показа
педагога.
Программа составлена опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования, СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014)
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций» (пункт 4.20), Концепцию
развития
дополнительного образования
детей (утвержденную
распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 г.№ 1726-р).

5

1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы - содействие всестороннему развитию личности ребенка 3-7 лет
средствами хореографии. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника
посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
• обучить детей танцевальным движениям;
• формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их
танцевальными движениями;
• формировать пластику, культуру движения, их выразительность;
• формировать умение ориентироваться в пространстве;
• формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
• развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;
• формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в
современном обществе;
• формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;
• создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
• развивать творческие способности детей;
• развить музыкальный слух и чувство ритма;
• развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
• укрепление здоровья детей.

6

1.2. Принципы построения программы
Программа адаптирована к возрастным особенностям детей в возрасте 3-7 лет.
Процесс обучения хореографическому искусству в основном построен на реализации
дидактических принципов:
1. 1.Принцип систематичности: непрерывность процесса формирования танцевальных
навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности
воспитанников, определенную последовательность решения танцевально-творческих
заданий.
2. 2.Принцип психологической комфортности: создается образовательная
обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

среда,

3. 3.Принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом.
4. 4.Принцип вариативности: формирование у детей умения осуществлять собственный
выбор, и систематическое предоставление им возможности выбора.
5. 5.Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой личности.
6. 6.Принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи между дошкольной
подготовкой и различными кружками и секциями.
7. 7.Принцип гуманности выражает в воспитании безусловной веры в доброе начало,
заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое
знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его
самореализации и самоутверждения.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения в непрерывной сфере образования,
обеспечивают решение поставленных задач интеллектуального и личностного развития
детей, формирования у них деятельных способностей.

7

1.3. Объём программы
Программа рассчитана на четыре года обучения для детей с 3 лет до 7 лет по 2 занятия
в неделю.
При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические
и физические особенности детей. Занятие проводится подгруппами. Продолжительность
каждого занятия зависит от возрастной группы:

-

группа II младшего возраста - не более 15 минут;
группа среднего возраста - не более 20 минут;
группа старшего возраста - не более 25 минут;
подготовительная группа - не более 30 минут;
Программой предусмотрены:

-

сводные концерты,
открытые занятия,
доминантные занятия,
тематические (сюжетные) занятия.

В работе используются следующие методы: показ взрослого, показ старших детей,
словесные объяснения, демонстрация видеоматериалов.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия них
специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие
начальных навыков в искусстве танца.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца,
изучение танцевальных элементов, исполнение детских танцев и воспитание способности к
танцевально-музыкальной импровизации.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные
занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее
воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкальноритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения,
танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены
знакомство с музыкальной грамотой, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания,
приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях,
соответствуют возрасту и степени развития детей, в беседе дети получают информацию о
хореографическом искусстве, его истории развития и традициях, танцевальные жанры.
При изучении программы применяются традиционные методы: использования слов,
наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью
решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений,
объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в
связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования
слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение
движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и

8

прочному усвоению воспитанниками программы, повышения интереса к изучаемым
упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов,
рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает
закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных
отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию
двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих воспитанников. Этот
метод целостного освоения упражнений, метод обучения ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной
доступностью упражнений. Ступенчатый метод широко используется для освоения самых
разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно
приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности
движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр.
Названные методы на практике могут быть дополнены различными приёмами
педагогического воздействия на воспитанников.

9

1.4. Содержание программы
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Студия
современного танца «Весёлый каблучок»» имеет художественную направленность.
Программа рассчитана на 4 года обучения и имеет модульную структуру.
Модуль - совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая определенную
логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам
воспитания, обучения.
Модуль «ИгроРазминка»
Модуль «Танцевальные элементы и шаги»
Модуль «Танцевально-ритмические композиции»
Модуль «Этикет и игры»
При реализации каждого модуля учтены возрастные особенности и содержание направлений
развития и образования детей дошкольного возраста:
Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения с детьми и взрослыми
в области танца; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи, формирование представлений о
музыкальной танцевальной культуре и танцевальном искусстве; развитие игровой
деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Познавательное развитие: расширение кругозора детей в области танца; сенсорное
развитие, формирование целостной картины мира в сфере танцевального искусства,
приобщение к различным видам танцевального искусства, использование художественных
произведений для обогащения содержания области, закрепления результатов восприятия
музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
развитие детского творчества.
Речевое развитие: использование музыкальных произведений с целью усиления
эмоционального восприятия художественных произведений. Обогащение словарного запаса
Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового
восприятия изображений, восприятие музыки, реализацию самостоятельной творческой
деятельности.
Физическое развитие: развитие физических качеств, необходимых для музыкальноритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве
музыкального сопровождения различных видов детской танцевальной деятельности и
двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

10

2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Составляется ежегодно в зависимости от календарного учебного графика ДОУ.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

1

1

1

2
3
4
5
6
7
8

Сентябрь
9
16
10
17
11
18
12
19
13
20
14
21
15
22

2
3
4
5
6
7
8

Декаб рь
9
16
10
17
11
18
19
12
13
20
14
21
15
22

2
3
4
5
6
7
8

Март
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22

23/30
24
25
26
27
28
29

7
8
9
10
11
12
13

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5

Январь
6
13
20
7
14
21
8
15
22
9
23
16
17
24
10
11
18
25
19
12
26

1
2
3
4
5

Апрель
13
14
15
16
17
18
19

<
23/30
24/31
25
26
27
28
29

23/30
24/31
25
26
27
28
29

С
Октябрь
14
21
15
22
16
23
17
24
25
18
19
26
27
20

6
7
8
9
10
11
12

20
21
22
23
24
25
26

28
29
30
31
1
2
3

27
28
29
30
31
1
2

27
28
29
30
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10

Ноябрь
11
12
13
14
15
16
17

3
4
5
6
7
8
9

Февраль
10
17
11
18
12
19
13
20
14
21
15
22
23
16

4
5
6
7
8
9
10

Май
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24

18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30

24
25
26
27
28
29

25
26
27
28
29
30
31

Летне-оздоровительный период

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14

Июнь
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28

29
30
1
2
3
4
5

Июль
6
13
7
14
8
15
9
16
17
10
11
18
19
12

20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
1
2

3
4
5
6
7
8
9

Август
10
17
11
18
12
19
13
20
14
21
15
22
23
16

Условные обозначения
число

Учебные дни по
расписанию

Выходные, праздничные
дни

Мониторинг

24/31
25
26
27
28
29
30

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1-й год
2-й год
3-й год
45-й год
обучения Дети обучения Дети обучения Дети обучения Дети
3-4 лет
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Практика/
занятия

Теория/
занятия

Практика/
занятия

Теория/
занятия

Практика/
занятия

Теория/
занятия

Практика/
занятия

Теория/
занятия

Практика/
занятия

всего по
модулям

Модуль 1
«ИгроРазминка»
Модуль 2
«Танцевальные
элементы и шаги»
Модуль 3
«Танцевальноритмические
композиции»

Теория/
занятия

Модуль

4

12

4

12

3

14

3

14

14

52

66

4

14

4

16

3

16

3

16

14

62

76

6

29

6

27

5

32

5

32

22

120

142

6

21

4

19

5

18

21

79

100

20

76

15

81

16

80

71

313

384

Модуль 4
«Этикет и игры»

6

Итого

20

Всего по годам

итого

21
76
96

96

96

96

384

4. МОДУЛИ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из четырех модулей, которые определяют
продолжительность обучения детей. При реализации каждого модуля учтены
возрастные особенности детей.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия
них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и
привитие начальных навыков в искусстве танца.
4.1. Рабочая программа модуля «ИгроРазминка»
«ИгроРазминка» является основой для развития чувства ритма и двигательных
способностей и состоит из специальных упражнений для согласования движений с
музыкой: ходьба, бег, прыжки, упражнения для пальцев, кистей и рук, плеч, головы и
корпуса, партерная гимнастика.
Дети первого года обучения (3-4 года).
У ребенка этого возраста небольшой опыт танцевально - ритмической
деятельности, двигательный аппарат не сформирован, слабая мышечная сила,
преобладают движения малой амплитуды. Память неустойчивая, запоминается лучше
то, что эмоционально окрашено и интересно. Для лучшего восприятия, запоминания и
воспроизведения материала, движения даются в образной интерпретации.
Основное содержание:
J Ходьба: шаг с вытянутым носком, на носках, на пятках, спокойный, четкий, мягкий.
J Бег: легкий, мелкий на носочках
J Прыжки: на 2 ногах в умеренном темпе, к концу года - с продвижением вперед,
назад, вокруг себя, в сочетании с бегом.
J Притопы: удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, удары 2 ногами
попеременно, быстрые и более медленные с высоко поднятым коленом.
J Упражнения для рук: сжатие пальцев в кулачок, круговые движения кистями,
предплечьями, плечами, взмахи руками вперед, в стороны, поднимание и
опускание плеч в разных темпах.
J Упражнения для головы: наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево,
вытягивание шеи вперед.
J Упражнения для корпуса: наклоны в стороны, вперед, упражнение «деревце»:
макушка тянется вверх.
J Пальчиковая гимнастика: включает в себя упражнения, превращающие учебный
процесс в увлекательную игру, которая не только обогащает внутренний мир
ребенка, но и оказывает положительное воздействие на улучшение памяти,
мышления и развивает фантазию малыша. Этот раздел служит основой для
развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук.
Общеразвивающие упражнения для пальчиков: «Семья», «Здравствуй, это я»,
«Пианино», «Комарики».

13

Игры-потешки: «Снеговик», «Мышки», «Ладушки», «Сорока, сорока».
Выполнение фигурок из пальцев. «Дом», «Ворота», «Забор», «Бинокль»,
«Лодочка», «Цепочка».
J Игровой самомассаж: включает в себя упражнения самомассажа в игровой форме, от
которых дети получают радость и хорошее настроение. Они способствуют
формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык
собственного оздоровления. Раздел является основой закаливания и оздоровления
детского организма.
Поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме. «Поколоти»,
«Поезд», «Утюжки», «Кошечка», «Ветерок», «Обжорики», «Стряхни пыль»,
«Устали наши ножки».
Примечание: все композиции и упражнения исполняются по показу взрослого.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются

> Интерес к движению под музыку
> Выразительность движений
> Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
> Разнообразие выполняемых движений, соответствие темпу,

ритму, форме
музыкального произведения.
Дети второго года обучения (4-5 лет).
Дети этого возраста физически более крепкие, их внимание устойчивее, они
могут соединить движения в последовательный ряд, движения приобретают
очерченный стиль, откликаются на разнохарактерные образы, чувствуют смену темпа
и настроения, но ритмический рисунок вызывает затруднение.
Задачи Программы для этого возраста: в процессе занятий воспитывать
положительные эмоции, обогащать музыкально - ритмическую деятельность детей,
закладывать основы выразительного исполнения простейших цепочек танцевальных
движений, развивать объем внимания и фантазии. Очень важно и физиологически
необходимо для ребенка дать тему контрастов в музыке и движении (тихо - громко,
весело - грустно, медленно - быстро), развить и подготовить все группы мышц
ребенка к занятию хореографией.
Ребенок этого возраста легко возбуждается от обилия впечатлений, различных
знаний, быстро устает, лучше запоминает то, что эмоционально окрашено и
интересно. У ребенка формируется потребность более основательного и активного
знакомства с окружающим миром. Опыт музыкально - ритмической деятельности
минимальный, но все же позволяет детям проявить себя и свои действия. Они уже
знают, что можно слушать музыку, петь песню, танцевать танец, играть...
Двигательный аппарат не сформировавшийся, слабая мышечная сила, преобладают
движения малой амплитуды. Основные движения: ходьба, бег, подпрыгивание имеют общий характер. Движения в медленном характере исполняются с трудом. Для
работы с детьми этого возраста очень подходят русские пестушные игры и

14

сказки, пальчиковые игры на мелкие движения кисти и крупные движения. Для
лучшего восприятия и запоминания ребенком материала и облегчения его
воспроизведения, все движения.
Основное содержание:
К ранее разученным движениям добавляются следующие:
J Ходьба: шаг с вытянутым носком, на носках ( подтянутые колени), на пятках
(прямая спина), спокойный, четкий, мягкий.
J Бег: легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием голени назад, носок стопы
вытянут
J Прыжки:
на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой: высокие,
низкие - быстрые, на 1-й ноге.
J Притопы: удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, сочетание 3 удара - пауза, с
разворотом носка в стороны.
J Упражнения для рук: сжатие пальцев в кулачок, круговые движения кистями,
предплечьями к себе - от себя, плечами вперед-назад, плавные взмахи руками
вперед, в стороны, поднимание и опускание плеч в разных темпах вместе и
поочередно.
J Упражнения для головы: наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево в
разных темпах, полукруговые движения головой, вытягивание шеи вперед «гуси индюки».
J Упражнения для корпуса: наклоны в стороны, вперед, вытягивание корпуса
вправо-влево (отодвигаем стену), движения нижней части корпуса в стороны.
J Партерная гимнастика: упражнения для стоп круговые и плоскостные, колен, бедер,
сидя на полу; для корпуса - выгибание спины вверх-вниз (на коленях); сидя и лежа
- скручивание и раскручивание корпуса, наклоны с вытянутыми в стороны ногами
(растяжка) .
Показатели успешности: в этом возрасте также являются

> Выразительность движений
> Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
> Разнообразие выполняемых движений, соответствие темпу,

ритму, форме
музыкального произведения.
Дети третьего года обучения (5-6 лет).
Ребенок этого возраста физически крепнет, становится более подвижным,
успешно овладевает основными движениями. У него хорошая координация движений
в ходьбе, беге, прыжках. Возрастает уровень самостоятельности, проявляется
потребность в разнообразии тем, характеров, а также индивидуальных проявлений.
Улучшается память, элементы творчества проявляются во всех видах деятельности.
Происходит формирование и развитие навыков общения в паре, большое
внимание уделять самостоятельному использованию опыта

15

музыкально- двигательной деятельности в импровизациях, продолжается
целостность в исполнительстве, создаются условия для выражения детьми своего
отношения к музыке, движению, партнеру по танцу. Очень важно подчеркивать во
время занятий, что партнер бережно относится к партнерше, что танец это
взаимодействие мальчика и девочки, отражение характера взаимоотношений.
Музыка и движение неразделимы: музыка "дает команды" движению, а движение
раскрывает музыку. Воспитывается культура движения через мышечное ощущение, а
также через потребность ребенка включаться в движение всем двигательным
аппаратом.
Основное содержание:
J Ходьба: различные виды шагов исполняются со сменой темпа, характера,
направления движений: по кругу, колонной, шеренгой, «звездочкой», «змейкой»,
в паре и по одному.
J Бег: легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием голени назад, носок стопы
вытянут, с высокими коленями, с выбросом носка вперед.
J Прыжки: на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой: высокие, низкие
- быстрые, на 1 ноге, с выбросом носка вперед, в стороны, назад, с акцентом
вверх, с продвижением вперед, назад, в стороны, вокруг себя.
J Притопы: удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, сочетание 3 удара
- пауза, с разворотом носка в стороны, 3-е притопы.
J Упражнения для рук: сжатие пальцев в кулачок, круговые движения кистями,
предплечьями к себе - от себя, плечами вперед-назад, плавные взмахи руками
вперед, в стороны, поднимание и опускание плеч в разных темпах вместе и
поочередно.
J Упражнения для головы: наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево в
разных темпах, полукруговые движения головой, вытягивание шеи вперед «гуси индюки», «лисичка».
J Упражнения для корпуса: наклоны в стороны, вперед, вытягивание корпуса вправовлево (отодвигаем стену), движения нижней части корпуса в стороны, круговые
вращения корпуса вправо-влево, закручивание корпуса вкруг себя «винтик».
J Партерная гимнастика: упражнения для стоп круговые и плоскостные, колен, бедер,
сидя на полу; для корпуса - выгибание спины вверх-вниз (на коленях); сидя и лежа
- скручивание и раскручивание корпуса, наклоны с вытянутыми в стороны ногами
(растяжка), массаж стоп, поднимание ног со скрещиванием, удержание на «45
градусах».
Показатели успешности: в этом возрасте также являются

> Выразительность движений
> Формирование умения работать в паре
> Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.
> Разнообразие выполняемых движений, соответствие темпу,
музыкального произведения.

ритму, форме

16

Дети четвертого года обучения (6-7 лет).
Ребенок этого возраста физически крепнет, становится более подвижным,
успешно овладевает основными движениями. У него хорошая координация движений
в ходьбе, беге, прыжках. Возрастает уровень самостоятельности, проявляется
потребность в разнообразии тем, характеров, а также индивидуальных проявлений.
Улучшается память, элементы творчества проявляются во всех видах деятельности.
В этом возрасте дети могут самостоятельно исполнять законченные
танцевальные композиции образно, выразительно, в соответствии с темпом,
характером и стилем музыкального произведения, импровизировать под
предлагаемую музыку.
Основное содержание:
J Ходьба: различные виды шагов исполняются со сменой темпа, характера,
направления движений: по кругу, колонной, шеренгой, «звездочкой», «змейкой», в
паре и по одному, добавляется работа рук, головы, корпуса.
J Бег: легкий, мелкий на носочках, с захлестыванием голени назад, носок стопы
вытянут, с высокими коленями, с выбросом носка вперед, с ускорением и
замедлением, вращением вокруг себя.
o Прыжки: на 2 ногах в разном темпе с разной амплитудой: высокие, низкие быстрые, на 1 ноге, с выбросом носка вперед, в стороны, назад, с акцентом вверх, с
продвижением вперед назад, в стороны, вокруг себя, с движением рук и головы.
J Притопы: удары одной ногой на 1/4, 1/8, каждого такта, сочетание 3 удара - пауза, с
разворотом носка в стороны, 3-е притопы.
J Упражнения для рук: сжатие пальцев, круговые движения кистями, предплечьями к
себе - от себя, плечами вперед-назад и круговые, резкие и плавные взмахи руками
вперед, в стороны, вверх, поднимание и опускание плеч в разных темпах вместе и
поочередно.
J Упражнения для головы: наклоны вперед, в стороны, повороты вправо, влево в
разных темпах, полукруговые движения головой, вытягивание шеи вперед « гуси индюки», «лисичка»
J Введение в танцевальные элементы.
J Упражнения для корпуса: наклоны в стороны, вперед, вытягивание корпуса
вправо-влево (отодвигаем стену), движения нижней части корпуса в стороны,
круговые вращения корпуса вправо-влево, закручивание корпуса вкруг себя
«винтик».
J Партерная гимнастика: упражнения для стоп круговые и плоскостные, колен, бедер,
сидя на полу; для корпуса - выгибание спины вверх-вниз (на коленях); сидя и лежа
- скручивание и раскручивание корпуса, наклоны с вытянутыми в стороны ногами
(растяжка), массаж стоп, поднимание ног со скрещиванием, удержание на «45
градусах».
Показатели успешности:

17

>
>

к концу года дети самостоятельно исполняют репертуар, правильно и
выразительно применяют элементы в свободных композициях,
критически оценивают уровень своих исполнительских возможностей,
сопереживают и ценят партнера по совместному творчеству, радуясь за успех
другого.

>

воспринимают танцевальный материал по словесному описанию.

4.2. Рабочая программа модуля «Танцевальные элементы и шаги»
Раздел «Танцевальные элементы и шаги» направлен на освоение танцевальных
движений ног и рук различных направлений (современный и народный танец): галоп,
шаг менуэта, польки, «косичка» и др., повороты, переходы; упражнения с лентами,
мячами, зонтами, платочками, султанчиками и т.д.; ориентацию в пространстве перестроения и движения в различных направлениях.
Дети первого года обучения (3-4 года).
J Шаги: топающий, высокий.
J Прямой галоп
J Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1 -1, 1-2-3-4(приставить).
J Положения рук: «фонарики», «полочка», «погрозили», «птички большие и
маленькие».
J Хлопки: ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые.
J Удары: пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по коленям, 2 руками
вместе и попеременно.
J Упражнения с атрибутами:
платочки:
качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся, стираем,
выжимаем, встряхиваем.
- ленточки: плавно поднимаем вперед, вверх, в стороны 2 руками вместе и
попеременно, скрещиваем, взмахи вперед-назад в сочетании с ходьбой и бегом.
- мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя - к себе вертим, качаем над
головой.
J Ориентация в пространстве: движение по кругу по линии танца и против линии
танца врассыпную, стайкой и друг за другом.
J Хореографические упражнения: «Хлопки», «покачивания», «кружения», свободные,
плавные движения руками, полуприседания, полное приседание, притопы,
«фонарики» галоп, держимся в паре («лодочки»), ходьба вперед и, пятясь, назад,
бег, прыжки на месте.
Дети второго года обучения (4-5 лет).
J Шаги: топающий, приставной в стороны, вперед-назад, шаг с притопом в различных
направлениях.

18

J Галоп: боковой (во 2 половине года - начало разучивания)
J Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1 -1, 1-2-3-4(приставить) с
одновременным приседанием.
J Полуприседания - « пружинки» с поворотом корпуса вправо-влево.
J Знакомство с позициями ног: 1. 2. 3. 6.
J Поскоки, поочередное выбрасывание ног вперед
J Положения рук: знакомство с 1, 2, 3 и подготовительной позициями.
J Хлопки: ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые, с введением
ритмического рисунка: 1-2-3-пауза.
J Удары: пальчик о пальчик, кулачок о кулачок, по плечам, по коленям, 2 руками
вместе и попеременно.
J Упражнения с атрибутами:
- платочки: качаем, поднимаем, дразнимся, прячемся.
- ленточки: ранее разученным движениям добавляются резкие взмахи вверх с
плавным или змеевидным опусканием вниз.
- мячи (шары): показываем вправо-влево, от себя - к себе вертим, качаем над
головой, подбрасываем и ловим.
- куклы: покачивание у груди и, вытягивая руки в стороны, поглаживание. J
Ориентация в пространстве: движение по кругу по линии танца и против
линии танца, врассыпную, «змейкой», в центр - из центра.
Дети третьего года обучения (5-6 лет).
J Шаги: топающий, приставной в стороны, вперед-назад, шаг с притопом в различных
направлениях, с «пружинкой».
J Галоп: боковой соло, в паре, с притопами, с хлопками.
J Выставление ноги на носок и каблук в ритме 1 -1, 1-2-3-4(приставить) с
одновременным приседанием, вперед и в стороны, добавление движений рук
J «Ковырялочка»: прямая (перед собой), народная (в стороны с разворотом колена).
J Закрепление позиций ног: 1. 2. 3. 6.
J Поскоки: соло и в паре.
J Положения рук: 1, 2, 3 и подготовительная позиция в сочетании с приседанием и
выставлением ноги на носок.
J Хлопки: в паре - ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые, с введением
ритмического рисунка: 1-2-3-пауза.
J Упражнения с атрибутами:
- платочки,
- ленточки;

19

- мячи (шары);
- куклы;
- цветы;
- светящиеся палочки, фонарики.
J Ориентация в пространстве: движение по кругу по линии танца и против линии
танца, врассыпную, «змейкой», в центр - из центра, «улитка», «звездочка».

>
>
>
>

Показатели успешности:
к концу года дети самостоятельно исполняют репертуар, правильно и
выразительно применяют элементы в свободных композициях,
критически оценивают уровень своих исполнительских возможностей
желают передавать свой опыт младшим

умеют организовать игровое общение с другими детьми
Дети четвертого года обучения (6-7 лет).
Танцевальные элементы и шаги - соединяются в различные комбинации.
J Шаги: знакомство с элементами бальных танцев: вальса (малый квадрат), ча-ча-ча
(основной шаг, раскрытие вперед-назад), шаг польки, шаг «косичка» линейно и по
кругу.
J Галоп: боковой соло, в паре, с притопами, с хлопками, вокруг себя.
J «Ковырялочка»: прямая (перед собой), народная (в стороны с разворотом колена).
J Повороты: в паре из положения «корзинка», под рукой партнера, на подскоках, на
шагах и в беге с продвижением вперед.
J Подскоки: соло и в паре.
J Положения рук: 1, 2, 3 и подготовительная позиция в сочетании с приседанием и
выставлением ноги на носок.
J Хлопки: в паре - ладонь о ладонь: звонкие, мягкие, тихие, веселые, введением
ритмического рисунка: 1-2-3-пауза, крест-накрест.
J Упражнения с атрибутами:
- шарфы,
- ленточки;
- мячи (шары);
- зонты;
- цветы;
- шляпки;
- светящиеся палочки, фонарики.

20

J Ориентация в пространстве: переходы из кругового рисунка танца и наоборот,
движение по кругу по линии танца и против линии танца, врассыпную в паре,
«змейкой», «улиткой», «звездочкой».
J Способствовать самостоятельному выбору рисунка детьми, развивать способность
разводить любой рисунок самостоятельно, под разнохарактерную музыку.
4.3. Рабочая программа модуля «Танцевально-ритмические композиции»
В разделе «Танцевально - ритмические композиции» представлены образно танцевальные композиции, имеющие целевую направленность, сюжетный характер и
завершенность.
Дети первого года обучения (3-4 года).
Танцевально - ритмические композиции:
J ОСЕНЬ «Приседай»
«Вот идет в огород...»
«Какой чудесный день» «Танец с платочками » «Птичка»
J ЗИМА «Танец с лентами»
«Мы едем, едем, едем»
«Новогодние игрушки»
«Котята»
«Тигрята» «Сосульки» «Паровозик из Ромашково»
« Изумрудный город»
J ВЕСНА «Маленькая полечка»
«Детский сад»
«Веселая пляска»
«Капельки» с платочками
«Тучка» «Ежики» «Барашек»
Примечание: все композиции и упражнения исполняются по показу взрослого.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются

>
>
>
>

Интерес к движению под музыку
Выразительность движений
Умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.

Разнообразие выполняемых движений, соответствие темпу, ритму, форме
музыкального произведения.
Дети второго года обучения (4-5 лет).
Танцевально - ритмические композиции:

21

J ОСЕНЬ «Горошинки» с погремушками «Лили - гном» «Чунга - чанга» «Джайв»
«Тетя-весельчак» «Пяточка-носочек»
J ЗИМА

«Бубенцы»
«Куколки» с лорнетами «Добрый танец» «Лунатики» с шариками
«Дорога не тропинка» «Чемпион»
«С добрым утром» «Самолетик»

J ВЕСНА «Храбрый зайчик» «Кузнечик» «Дорожная» «Танец с салютиками »
«Танец с куклами» «Озорные игрушки» с игрушками
«Почемучный возраст»
Дети третьего года обучения (5-6 лет).
Танцевально - ритмические композиции:
J ОСЕНЬ «Шагали стулья» «Добрый танец» «Арбузы» «Варенье» «Коротышки»
«Молочная река»
J ЗИМА

«Танец Красной Шапочки и Волка»
«Танец фигуристов» «Пингвины» «Разноцветная игра» «Утро
начинается» «Детский сад»
«Танец гномов»

J ВЕСНА «Веселая зарядка»
«Казачата»
«Макарена» «Разноцветный дождь » «Кошелечек»
Дети четвертого года обучения (6-7 лет).
Танцевально - ритмические композиции:
J ОСЕНЬ «Оранжевый подсолнух»

22

«Арбузы» с шарами
«Бананы»
«1, 2, 3.»
«Вальс бабочек»
J ЗИМА

«Валенки» с платками
«С новым годом!»
«Настоящий друг»
«Танец Снеговиков»
«Утро начинается»
«Мушкетеры»

J ВЕСНА «Птицы белые»
«Чик и Брик»
«Разноцветная песенка»
«Веселая минутка»
«Упала шляпа»
«Дважды два - четыре»
«Танец Муравьишек»
«Танец с балалайками»
Показатели успешности:

>

к концу года дети самостоятельно исполняют репертуар, правильно и
выразительно применяют элементы в свободных композициях.

>

используют разнообразные виды движений в танцевальных импровизациях.

4.4. Рабочая программа модуля «Этикет и игры»
Раздел «Этикет» включает приветствие и прощание (поклоны в разных стилях),
приглашение на танец, различные положения в паре, благодарность в конце танца.
Раздел «Игры» является заключительным, где дети в процессе самомассажа,
пальчиковых и музыкальных игр, имеют возможность свободно выразить свои
эмоции, получить радость и хорошее настроение.
Дети первого года обучения (3-4 года).
J Раздел «Игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях и
являющиеся ведущим видом деятельности детей раннего возраста. Здесь
используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые
ситуации, соревнования - все то, что требуется для достижения поставленной цели
при проведении занятий по танцевально-игровой деятельности.
Игры «Есть у киски»,
«Прятки»
«Ой, летали птички»
«Поезд»
«Догонялки»
«Подружились»

23

«Громче-тише»
«Разбуди куклу»
«Сварим суп»
«Зайчишка трусишка»
«Солнышко»
«Два человека».
J Раздел «Этикет»: приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», мальчики - поклон головой.
Дети второго года обучения (4-5 лет).
J Раздел «Игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях.
Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые
ситуации, соревнования - все то, что требуется для достижения поставленной цели
при проведении занятий по танцевально-игровой деятельности.
Игры «Веселые мячики»
«Замри»
«Самолеты»
«Карусели»
«Петух»
«Делай, как я»
«Катерина»
«Мишка»
J Раздел «Этикет»: приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «пружинка», знакомство с реверансом, мальчики - поклон головой с
одновременным шагом в сторону.
Дети третьего года обучения (5-6 лет).
J Раздел «Игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях.
Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые
ситуации, соревнования - все то, что требуется для достижения поставленной цели
при проведении занятий по танцевально-игровой деятельности.
Игры «Цирк»
«Хитрая лиса»
«Найди и промолчи»
«Чей кружок скорее соберется»
«Карлики- великаны»
Придумывание музыкальных образов.
Отгадывание музыкальных загадок.
J Раздел «Этикет»: приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка «реверанс», мальчики - поклон головой с одновременным шагом в сторону.
Положения в паре: «лодочка», «корзинка», девочка держит партнера под руку,
«стрелочка».

J Раздел «Игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех

24

занятиях. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения,
ролевые ситуации, соревнования - все то, что требуется для достижения поставленной
цели при проведении занятий по танцевально-игровой деятельности.
Игры «Цирк»
«Хитрая лиса»
«Найди и промолчи»
«Чей кружок скорее соберется»
«Карлики- великаны»
Придумывание музыкальных образов. Отгадывание музыкальных загадок.
Дети четвертого года обучения (6-7 лет).
J Раздел «Игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях.
Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые
ситуации, соревнования - все то, что требуется для достижения поставленной цели
при проведении занятий по танцевально-игровой деятельности.
Игры «Цирк»
«Хитрая лиса»
«Селезень и утка»
«Морская фигура замри»
«Елочки-пенечки»
«Дождик»
Придумывание музыкальных образов.
Отгадывание музыкальных загадок.
J Раздел «Этикет»: приветствие и прощание, приглашение на танец: девочка - шаг в
сторону, «реверанс» с раскрытием рук, мальчики - поклон головой с
одновременным шагом в сторону. Положения в паре: « лодочка», « корзинка»,
девочка держит партнера под руку, «стрелочка», правая рука партнера на талии
партнерши, левая рука держит левую руку девочки впереди или над головой.

25

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу первого года
- знают правила поведения в танцевальном зале.
обучения дети:
- знают о назначении отдельных упражнений танцевально ритмической гимнастики;
- умеют выполнять простейшие построения и перестроения;
- научатся ритмично двигаться в различных музыкальных
темпах и передавать хлопками и притопами простейший
ритмический рисунок;
- умеют откликаться на динамические оттенки в музыке и
простейшие ритмические рисунки
- умеют реагировать на музыкальное вступление
- умеют выполнять танцевальные элементы раздела «Язык
танца»: простой шаг с вытянутым носком, прямой галоп,
полуприседания, повороты.
- умеют
свободно
владеть
платочком,
фонариком,
погремушкой.
- Давать характеристику музыкальному произведению
- умеют ориентироваться в пространстве на основе круговых и
линейных рисунков
- могут эмоционально передавать доступные для понимания
образы (лисички, зайчика, лошадки, кошки, котенка,
мишки, мышки...)
- овладеть репертуаром, предлагаемым для изучения по курсу
(с помощью взрослого - по показу).
К концу второго года
- овладеют навыками по различным видам передвижений по
обучения дети:
залу и приобритают определенный «запас» движений в
общеразвивающих и танцевальных упражнениях;
- знать динамические оттенки в музыке.
- знать правила исполнения движений в паре.
- знать несколько исходных положений для исполнения
движений в паре
- уметь откликаются на ритмические рисунки (уметь
воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах)
- уметь делать поклон на музыкальное вступление, в
соответствии с характером и темпом музыки.
- уметь красиво и правильно исполнять танцевальные
элементы и применять их в свободных композициях, этюдах
и играх
- уметь свободно владеть атрибутами
- иметь навыки элементарных упражнений «партерной»
гимнастики
- согласованно исполнять танцевальные движения в

26

паре и коллективе
- самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по
данному курсу репертуар.
К концу третьего года - приобрести навыки ориентирования в зале при проведении
обучения дети:
музыкально-подвижных игр;
- уметь выполнять специальные
упражнения для
согласовывания движений с музыкой;
- уметь выполнять ритмические комплексы упражнений;
- уметь выполнять двигательные задания по креативной
гимнастики
- знать варианты исполнения танцев при разучивании и в
композиционном построении.
- знать большой запас танцевальных движений.
- уметь проявить устойчивые музыкально - ритмические
навыки
- показать достаточный уровень исполнительской
выразительности.
- владеть импровизацией.
- видеть самостоятельно композиционный рисунок.
К концу четвертого
года обучения дети:

-

приобрести навыки ориентирования в зале при проведении
музыкально-подвижных игр;
уметь выполнять специальные
упражнения для
согласовывания движений с музыкой;
уметь выполнять ритмические комплексы упражнений;
уметь выполнять двигательные задания по креативной
гимнастики
знать индивидуальные танцы, используемые на праздниках
и развлечениях
уметь создавать посредством мимики, пластики, жеста
характер и образ героев танца.
воспринимать музыкально - танцевальный материал по
словесному описанию.
сопереживать и ценить партнера по совместному творчеству
(как взрослого, как и ровесника).
радоваться за успех другого.

27

6. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Мониторинг развития детей в музыкально-ритмической деятельности
проводится педагогом для составления плана работы с детьми 2 раза: в начале и конце
учебного года.
Основной метод педагогической диагностики - экспресс-наблюдение
проявлений детей в процессе движения в условиях выполнения обычных или
специально подобранных заданий на основе репертуара программы и включает в себя
следующие параметры:
Музыкальность.
Двигательные навыки.
Эмоциональная сфера.
Креативность (творческие проявления).
Коммуникативные навыки.
Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты в
таблицу в начале и конце учебного года. (Приложение № 1)
1.
2.
3.
4.
5.

Отметка о результате освоения модуля программы не является оценкой
успешности ребенка, а необходима педагогу для построения индивидуализации
обучения.
Диагностические критерии освоения программы
«Студия современного танца «Весёлый каблучок»»:

Эмоциона
льная сфера

Двигательные навыки

Музыкальность

Критерии

младший и средний возраст (3-4 года, 4-5 лет)
Высокий уровень

Средний уровень

1. Слушает внимательно до конца 1. Слушает муз. отрывок, отвлекаясь.
муз. отрывок. Умеет высказаться о Высказывается о характере и темпе
характере и темпе данного отрывка. данного отрывка с помощью
2. Двигается в соответствии с
наводящих вопросов.
характером музыки.
2. Не всегда двигается в соответствие
3. Узнает на слух знакомые
с характером музыки.
танцевальные мелодии
3. Узнает на слух знакомые
танцевальные мелодии с подсказкой.

Уровень ниже среднего

1. Не может дослушать муз.
отрывок до конца, все время
отвлекается. С трудом
высказывается о характере и
темпе данного отрывка.
2. Двигается под музыку не в
характере.
3. Не узнает на слух знакомые
танцевальные
мелодии.
1. не координирует движения
рук и ног в танцевальных
1. Легко координирует движения
рук и ног в танцевальных
1. Координация рук и ног в
упражнениях.
упражнениях.
танцевальных упражнениях
2. Не ориентируется в
2. Ориентируется в пространстве, затруднена.
пространстве. Не знает «
знает « право-лево», «ближе2. Не всегда ориентируется в
право-лево», « ближе- дальше»,
дальше» по отношению к
пространстве. Путает « праволево», « « вперед-назад».
предметам, не путает « впередближе-дальше», « вперед- назад».
3. Коряво и не точно выполняет
назад.»
3. Выполняет предложенные
предложенные танцевальные
3. Точно выполняет предложенные танцевальные движения с ошибками. движения.
танцевальные движения.
4. Испытывает трудность при
4. Двигается не пластично.
4. Пластично двигается в
выполнении плавных движений в
медленном темпе.
медленном темпе.
1. Выразительно и эмоционально 1. Немного скован, не всегда
1. Не эмоционально и вяло
исполняет образные движения.
проявляет эмоции при исполнении
исполняет образные движения.
образных движений.

Проявление некоторых
психических процессов

Коммуникативные навыки

Креативность
(творческие
проявления)

28
1. Легко и с удовольствием
импровизирует под музыку
предложенные игровые ситуации и
образы животных.
2. Активно помогает придумывать
танцевальные движения в
соответствии с задуманным
образом.

1. Импровизирует предложенные
1. Отказывается или не может
игровые ситуации и образы животных импровизировать
по образцу.
предложенные игровые
2. Не проявляет инициативу в
ситуации и образы животных.
придумывании танцевальных
2. Не помогает придумывать
движении.
танцевальные движения.

1. Не всегда правильно приглашает 1. Не умеет правильно
1. Умеет правильно пригласить (
(провожает), приветствует партнера. В пригласить (проводить)
проводить), приветствовать
паре не может сохранять положение партнера, забывает
партнера, встать красиво в пару и до конца композиции (танца).
приветствовать его. Не держит
сохранять это положение на
2. Не всегда проявляет чувство такта позицию « партнер- партнерша»
протяжение всей композиции(
по отношению к товарищам,
в композиции (танце).
танца).
торопиться, не соблюдает
2. Неуважительно относится к
2. Уважительно относится к
очередность. Не может долго
товарищам, толкается, не
товарищам, не толкается,
сохранять спокойствие при
соблюдает очередность.
соблюдает очередность и
отсутствии к себе внимания.
Требует повышенного внимания
дистанцию. Сохраняет спокойствие,
к себе.
когда внимание педагога
направлено на другого ребенка.
1. Без труда запоминает
1. Запоминает танцевальные
1. Не может запомнить
танцевальные движения,
движения, несложные комбинации
танцевальные движения,
несложные комбинации движений, движений, рисунок танца после
несложные комбинации
рисунок танца.
многочисленных повторений.
движений, рисунок танца.
2. Внимателен на занятиях, не
2. Отвлекается на занятиях, не всегда 2. Невнимателен на занятиях,
отвлекается во время исполнения внимателен во время исполнения
все время отвлекается во время
танцевальных элементов и танцев. танцевальных элементов, танцев.
исполнения танцевальных
3. Понимает объяснения, условия 3. Понимает объяснения, условия
элементов, танцев.
игры сразу, достаточно точно может игры не сразу, воспроизводит
3. С трудом понимает
воспроизвести движения
движения одновременно с показом
объяснения, условия игры, не
одновременно с показом педагога. педагога не точно, с трудом.
может воспроизвести движения
одновременно с
показом педагога.

Музыкальность

Критерии

старший возраст (5-6 лет, 6-7 лет)
Высокий уровень
1.Внимательно слушает музыку до
конца, способен высказаться о
характере, содержании
произведения самостоятельно.
2. Двигается в соответствии с
характером музыки,
самостоятельно меняет движения в
соответствии с музыкальными
фразами, темпом, ритмом.
3. Самостоятельно определяет на
слух танцевальные жанры,
изучаемые на занятиях.
4. Ритмично выполняет движения
под музыку.

Средний уровень

Уровень ниже среднего

1. Не может дослушать музыку до
конца, отвлекается. Не может
высказаться о характере и
1. Слушает музыку до конца,
содержании произведения.
отвлекаясь. Высказывается о
2. Не может передать в движении
содержании и характере
произведения с помощью наводящих характер музыки, не слышит
музыкальные фразы, движения
вопросов.
меняет хаотично.
2. Двигается приблизительно в
3. Не может определить на слух
характере музыки, с помощью
подсказки педагога меняет движения танцевальные жанры, изучаемые
на занятиях.
в соответствии с музыкальными
4. Движения выполняет под
фразами, темпом, ритмом.
3. Определяет на слух танцевальные музыку не ритмично.
жанры, изучаемые на занятиях с
помощью подсказки педагога.
4. Не всегда ритмично выполняет
движения под музыку.

Проявление некоторых
психических процессов

Коммуникативные
навыки

Креативность
(творческие
проявления)

Эмоциона
льная сфера

Двигательные навыки

29
1. Неуверенно знает части тела.
1. Плохо знает части тела. Путает
Плохо координирует руки и ноги в сочетание рук и ног в
1.Уверенно знает части тела.
танцевальных движениях.
Правильно сочетает движения рук и танцевальных композициях.
2. Путается в перестроениях,
ног в танцевальных композициях. 2. Выполняет перестроения с
помощью подсказки педагога или
плохо ориентируется в
2. Свободно и самостоятельно
детей.
пространстве.
выполняет перестроения,
3. Танцевальные движения
предложенные педагогом, а так же 3. Танцевальные движения
выполняет приблизительно.
выполняет с трудом.
использованные в танце.
4. Испытывает трудности с
4. Коряво выполняет движения
3. Точно и ловко выполняет
выполнением мягких и плавных
руками в медленных и плавных
танцевальные движения.
движений руками в соответствующем композициях.
4. Мягко, плавно и музыкально
контексте.
Выполняет движения руками в
соответствующем контексте.
1. Умеет выражать свои чувства в 1. Немного скован эмоционально, не 1. Скован и зажат, движения
движении, выразительно и
всегда выразительно исполняет
выполняет не эмоционально,
эмоционально двигаться в танце. композицию.
стесняется зрителей.
1. Импровизирует движения под
1. Не может импровизировать
1. С удовольствием импровизирует музыку по просьбе педагога и с его танцевальные движения и
движения под музыку, придумывает помощью. Помогает в составлении придумать композицию
танцевальных композиций.
движений.
оригинальные композиции.
2. Придумывает танцевальные
2. Не может придумать
2. С легкостью придумывает
движения по образцу.
танцевальные движения.
танцевальные движения,
раскрывающие образ героя или
настроения музыки.
1. Знает все основные положения « 1. Неуверенно знает основные
1. Плохо знает основные
партнер-партнерша».
положения « партнер-партнерша».
2. Всегда уважительно относится к 2. Не всегда уважительно относиться положения « партнертоварищам, соблюдает очередность, к товарищам, соблюдает очередность партнерша».
дистанцию, проявляет терпение к и проявляет терпение к отстающим 2. Неуважительно относится к
отстающим детям.
детям.
товарищам, не соблюдает
очередность, не может проявить
терпение к товарищам.
1. Частично запоминает
1. Не может запомнить
последовательность танцевальных
последовательность
движений и рисунок танца.
танцевальных движений и
1. Запоминает всю
рисунок танца.
последовательность танцевальных 2. Может отвлекаться во время
слушания и движения. Композицию 2. Все время отвлекается от
движений и рисунок танца.
исполняет с подсказкой педагога.
музыки и процесса движения,
2. Не отвлекается от музыки и
3. Не всегда получается подчинить композицию исполняет с
процесса движения, правильно
движения темпу, ритму, динамике и ошибками.
выполняет всю композицию
3. Не может подчинять движения
самостоятельно от начала до конца. форме самостоятельно.
темпу, ритму, динамике и форме.
3. Умеет самостоятельно подчинять
движения темпу, ритму, динамике и
форме.

Формой подведения итогов реализации программы «Студия современного танца
«Весёлый каблучок»» являются выступления на праздниках, сборных концертах,
танцевальных конкурсах, фестивалях. В конце года проводится итоговый концерт для
детей и родителей.

30

7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
7.1. Кадровое обеспечение образовательной деятельности.
Занятия по программе дополнительного образования «Студия современного
танца «Весёлый каблучок»» проводит педагог дополнительного образования
Требования к педагогу дополнительного образования определены Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26
августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»».
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю
кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления
требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу
работы.

31

7.2.

Методическое обеспечение программы.

1. Комплект аудиодисков и приложение по программе Усовой О.В. «Развитие
личности ребенка средствами хореографии. Театр танца»
2. Комплект дисков Программа Бурениной А. И. «Ритмическая мозаика»
3. Приложения и комплект аудиодисков по программе И.М. Каплуновой, И.А.
Новоскольцевой, И.В. Алексеевой «Топ-топ, каблучок»
4. Приложения и комплект дисков по программе Суворовой Т.И. «Танцевальная
ритмика для детей» (выпуск 6).

32

7.3. Материально-техническое обеспечение.
Оборудование:
J столы «Хохлома» ;
J стулья «Хохлома».
Атрибуты:
J платочки разноцветные ;
J косыночки;
J погремушки;
J султанчики;
J флажки разноцветные
J ленточки на палочках;
J ленточки на пальчик ;
J букетики;
J корзиночки с цветами;
J трости;
J снежки;
J сосульки;
J листики осенние;
J чепчики для ляльки с соской;
J костюмы для танцев.
Технические средства:
J электронное пианино;
J электронный синтезатор;
J мультимедийный проектор;
J стационарный экран;
J ноутбук;
J телевизор;
J домашний кинотеатр;
J комплект радио-микрофонов;
J стойки под радио-микрофоны;
J стол для медийного оборудования.

33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Буренина А. И./ Ритмическая мозаика / С-Пб., Музыкальная палитра, 2012.
2. Дрожжина Е.Ю., Снежкова М.Б./Обучение дошкольников современным танцам/
Москва, Центр педагогического образования, 2014.
3. Каплуновой И.М., Новоскольцевой И.А., Алексеевой И.В./ Топ-топ, каблучок/
С-Пб., Композитор, 2013
4. Мусатова Л.Л./ Хороводы, музыкальные игры/ С-Пб., Композитор, 2013.
5. Суворова Т. И./ Танцевальная ритмика для детей (выпуск 6)/ С-Пб. 2012.
6. Усова О. В./ Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца./
Екатеринбург, 2001.
7. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой / Москва-Синтез // Москва, 2014
8. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций»
9. Федеральный
образования

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

10.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Мониторинг развития детей в музыкально-ритмической деятельности
по программе дополнительного образования детей дошкольного возраста
«Студия современного танца «Веселый каблучок»»

Имя Ф. ребенка

КреативМузыкаль- Двигательные Эмоциональная
ность
ность
навыки
сфера
(творческие
проявления)
н.г.
к.г
н.г.
к.г
н.г.
к.г
н.г.
к.г

Коммуникативные
навыки
н.г.
к.г

Проявление
некоторых
психических
процессов
н.г.
к.г

итого
н.г.

к.г

Обработка анкет:
1 балл - низкий уровень
2 балла - средний уровень
3 балла - высокий уровень
Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов): 1-6 балла программа в целом освоена на низком уровне;
7-13 баллов - программа в целом освоена на среднем уровне;
14-18 баллов - программа в целом освоена на высоком уровне.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».