Дополнительная общеразвивающая программа кружок Наследники России

Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73
620144, г. Екатеринбург, ул.Уктусская, д.31-А, т.(343) 257-74-00
e.mail: mbdou73@yandex.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«НАСЛЕДНИКИ РОССИИ»
Возраст детей: 2-7 лет
Срок обучения: 5 лет

Екатеринбург, 2018

СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи реализации программы
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1.3. Особенности реализации программы
1.4. Содержание программы
1.5. Планируемые результаты
II. Содержательный раздел
2. Организационно педагогические условия
2.1. Кадровые условия
2.2.Материально – технические условия
2.3.Календарный учебный график
2.4. Учебный план
III. Организационный раздел
3. Рабочая программа по реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Наследники России»
3.1. Оценочные материалы
3.2. Методические материалы
Список информационных источников

3
5
8
9
10
15

16
17
18
19
20
27
32
34

2

I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Программа

дополнительного

образования

детей

разработана

в

соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным
образовательным

стандартом

дошкольного

образования,

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№

1008

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Содержание Программы включает дополнительное образование детей
дошкольного возраста по реализации образовательной области художественно
– эстетическое развитие и

обеспечивает социальную ситуацию развития

личности ребенка.
Программа создана для детей МАДОУ № 73, возраст детей от 2 до 7 лет.
Программа рассчитана на 5 лет.
Особое внимание уделено развитию эмоционально - чувственной,
художественно - эстетической сферам развития дошкольников.
Основным условием, влияющим на возможность
вокальном ансамбле

являются

детей заниматься в

их желание заниматься именно этим

музыкальным исполнением произведений и склонность к пению. В процессе
занятий возможен естественный отбор детей.
Предусматривается возможность индивидуальных занятий с солистами, а
так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для
индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных
занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с
каждым солистом и одно занятие в группе.
Программа

предусматривает

сочетание

как

групповых,

так

индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, систему
3

совместных с родителями и педагогическим коллективом творческих событий:
вечера отдыха, встречи с интересными людьми, концерты и т.д.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и
конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это
наблюдение педагога в ходе занятий, анализ

подготовки и участия

воспитанников вокальной студии в мероприятиях, оценка зрителей, членов
жюри,

анализ

результатов

конкурсах. Принципиальной

выступлений

на

различных

мероприятиях,

установкой программы (занятий) является

отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального
материала.
Программа рассчитана на 5 лет обучения.
Первый год, второй, третий год

обучения - дети раннего, младшего,

среднего дошкольного возраста (2 – 4 года).
Четвертый, пятый год обучения – дети старшего дошкольного возраста
(5 - 7 лет).
Занятия 2 раза в неделю по 25 минут. Всего в году – 72 занятия. Это
позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить
время для теоретической и практической работы. Состав участников студии не
более 12 человек.
Цель программы:
Целью данной программы является развитие творческого потенциала
музыкально одарённого ребенка, формирование его эстетической культуры,
посредством приобщения к вокальному искусству, поэтическому слову и
фольклору.
развитие музыкальных и общих способностей детей, формирование их
эстетических взглядов и вкусов; воспитание и развитие музыкального слуха и
голоса ребенка.
Задачи:
1. Формирование устойчивого интереса к пению
4

2. Обучение выразительному пению
3. Обучение певческим навыкам
4. Развитие слуха и голоса детей.
5. Формирование голосового аппарата.
6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкальнослуховых представлений, чувства ритма.
7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
8. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и
фестивалях детского творчества).
9. Создание комфортного психологического климата, благоприятной
ситуации успеха.
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы - выявление, раскрытие и развитие специальных
(художественных) способностей каждого воспитанника, развитие личности
дошкольника.
Задачи программы:
1. Создание условий для развития способностей детей.
2. Развитие интеллектуального, физического, духовного, творческого
потенциала воспитанников.
3. Выявление и развитие особо одаренных детей.
4. Организация полноценной культурно - досуговой деятельности.
5. Привитие навыков здорового образа жизни.
Программа дополнительного образования формируется с учётом
особенностей базового уровня системы общего образования, а также с учетом
возраста детей и необходимости реализации образовательных задач в
определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую
деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие
виды игры);
5

-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира
и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и
фольклора);
-музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах);
-двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Цели

Задачи

1.Индивидуал

построение образовательной деятельности на основе

изация

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором

дошкольного

сам ребенок становится активным в выборе содержания

образования

своего образования, становится субъектом образования
поддержка инициативы детей в различных видах
деятельности
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений
создание культурного поля в самой личности ребенка, в
этом поле больше возможностей для самопознания и
самоопределения ребенка; больше возможностей для
личностного роста и раскрытия индивидуальности

2.Сотрудничес создавать в семье и ДОУ условия для самостоятельного и
тво

адекватного решения ребенком индивидуальных жизненных

организации с

задач на основе представления о своих способностях,

семьей

знаниях и умениях, а также для коллективного поиска
средств и способов решения проблем; создавать условия
для развития творческого воображения и мышления
6

развитие взаимно терпимых и ответственных детсковзрослых отношений, используя традиционные и новые
личностно развивающие технологии; поддерживать взаимный
интерес друг к другу;
поддерживать семью в решении современных социокультурных проблем, сохранении и развитии семейной
культуры активно деятельностного досуга и совместного
труда в естественно-природных условиях города, региона и
др.
3.Ориентации

создание полноценной среды для культурного развития

на

личности

познавательны помогать и поддерживать ребенка в осмыслении своей
е интересы

природно-творческой сути

ребёнка

развивать заинтересованное и бережное отношение детей при
сопровождении и поддержке воспитывающих взрослых к
истории и культуре своему родовому прошлому, вписанному
в историю региона (села, города)
формировать экологическую культуру детей как условие
всеобщей выживаемости (природы, семьи, отельного
человека, всего человечества)

Для успешной реализации Программы дополнительного образования
обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,
формирование и поддержка их положительной самооценки,
уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы
с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так
и искусственного замедления развития детей);
7

- построение образовательного процесса на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его
развития;
- поддержка

педагогами

положительного,

доброжелательного

отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с
другом в разных видах деятельности;
- поддержка

инициативы

и

самостоятельности

детей

в

специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов,

видов активности,

участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение
семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Методологической основой Программы являются общепсихологическая
теория деятельности А.Н. Леонтьева, культурно-историческая концепция Л.
С.Выготского.
Идея отечественной школы психологии – представление о творческом
характере развития.
Программа разработана с учетом следующих основных принципов
дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного
возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
(далее - индивидуализация дошкольного образования);
8

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основными подходами к формированию Программы являются:
- деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в
деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание,
самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование
педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому
ребенку;
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает
организацию образовательного процесса на основе признания уникальности
личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения
задатков, способностей, интересов, склонностей;
- cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей
внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и
развитии личности ребенка.
1.3. Особенности реализации программы
В основу разработки программы положены технологии, ориентированные
на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
9

- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам,
индивидуально.
Беседа, на

которой

излагаются

теоретические

сведения,

которые

иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное

занятие,

завершающее

тему

–

занятие-концерт.

Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение

концертов, праздников, конкурсов,

фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация
педагогом академической манеры пения.
Схема занятия:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
10

– анализ результатов детской деятельности.
1.4. Содержание программы
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в
единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по
совершенствованию

голосового

аппарата

ребёнка,

и

способствуют

формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в
органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства
включает решению следующих задач:
Певческая установка
Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка».
Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи
расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать
несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На
репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое
звучание происходит при пении стоя.
Дыхание
Воспитание

элементарных

навыков

певческого

вдоха

и

выдоха.

Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые
не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания.
Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого
дыхания:
вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на
зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога.
Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью
дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это
11

способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но
способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох
через нос стимулирует использование при голосообразовании головного
резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что
способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при
пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен
пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится
почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую
функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания
среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом
достигается

протяжённость

дыхания.

Для

продолжительного

выдоха

необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох.
Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а
слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что
вредно отражается на красоте звука.
Артикуляционная работа.
Правильное

формирование

гласных

звуков.

От

правильного

формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и
ровным звуком.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта
раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения для
раскрепощения

голосового

аппарата,

освобождает

его

от

зажатости

напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к
«а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и
несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что
способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также
наименьшей природной громкостью из -за узости формы рта при пении.
12

Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и
глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать
работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и
расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания
других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от
речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:
а)

добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б)

использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается

мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в)

для

достижения

остроты

и

звонкости

звучания

применять

использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й»,
который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г)

тщательно следить не только за формой, но и за активностью

артикуляционного аппарата.
Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без
активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или
мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц
мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на
характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при
звуковой вялости - слоги с согласным «д».
Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного
пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство
исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа
(ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В
работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь
упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в
умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
Расширение певческого диапазона детей.
13

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения,
начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты
мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона
следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в
интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону,
исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за
звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым
звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует
избегать такого пения.
Развитие чувства метроритма.
Работа

осуществляется

с

помощью

специальных

технических

упражнений или приёмов по преодолению ритмических в песенном материале.
Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать
детям

прочувствовать

содержание,

определить

характер

исполнения,

распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в
песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с
помощью педагога.
Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала
следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность.
Хорошей

помощью

упрощённый

является

аккомпанемент

пение
с

без

сопровождения.

обязательным

Применяется

проигрыванием

основной

мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования
мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми
местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений.
Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу,
соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному
14

артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного
начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны
научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему
звучанию.
Формирование сценической культуры.
Подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным
возможностям.
1.5. Планируемые результаты
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу первого года обучения дети должны знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы
фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• основные типы голосов;
• жанры вокальной музыки;
• типы дыхания;
• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
• реабилитация при простудных заболеваниях;
15

•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное
творчество;
уметь:
• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы,
мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
К концу года обучения более ярко проявляются творческие способности
каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими
средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики
позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: воспитанники приносят
на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых
произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения.
Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.
II. Содержательный раздел
2. Организационно педагогические основы деятельности
2.1. Кадровые условия
К кадровым условиям реализации программы предъявляются следующие
требования:
- образование: средне-специальное (высшее) педагогическое, квалификацияхудожественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель;
- стаж работы: не менее 2 лет;
В МАДОУ – детский сад № 73 программу дополнительного образования детей
дошкольного возраста «Наследники России» реализует:
Ф.И.О. Платонова О.В.
Образование: высшее,
Квалификация: преподаватель
Стаж работы 18 лет.
Категория -I квалификационная категория.
16

2.2. Материально – технические условия
Для реализации Программы дополнительного образования
Музыкально-спортивный зал для занятий площадью 74,2 кв.м кв.м.
Оборудование:
Пианино – 1 шт;
Стул для пианино – 1 шт;
Музыкальный центр LG -1шт;
Фотоаппарат Canon – 1 шт;
Ноутбук Toshiba – 1 шт;
Проектор Epson- 1 шт;
Экран настенный – 1шт;
стулья детские 20шт.,
шкафы для пособий-1,
синтезатор 1,
детские музыкальные инструменты:
шумовые 10шт,
ложки деревянные 20шт,
бубен 5шт,
барабан 10шт,
кукла дидактическая 10шт,
музыкальный центр 1,
2.3. Дидактические условия
Методический материал:
учебно-методическая литература;
система методических разработок по проведению занятий;
видео – семинары.
Учебно-наглядные пособия:
видеотека выступлений детских вокальных коллективов.
Музыкальный материал:
17

нотный материал для занятий дошкольных групп;
аудиотека разнохарактерной музыки для сопровождения занятий.
2.3. Календарный учебный график
Календарный учебный график разработан в соответствии нормативно правовых документов: Законом «Об образовании в Российской Федерации»,
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования, Уставом Учреждения, требованиями СанПиН и
основной образовательной программы МАДОУ.
Образовательный период осуществляется

с 01 сентября по 30 мая.

Количество полных недель на реализацию программы дополнительного
образования в группах с 2 до 7 лет составляет 36 недель.
Мониторинг осуществляется на основе анализа достижения детьми
планируемых результатов освоения программы: мониторинг – с 01 по 13
сентября, итоговый мониторинг – с 19 по 30 мая.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов проводится
без прекращения образовательного процесса.
Программа дополнительного образования рассчитана на две возрастные
ступени: младшая группа -2-3года, средняя группа-4-5лет, старшая группа - от
5 до 6 лет; подготовительная группа- от 6 до 7 лет.
Качество и продолжительность совместной деятельности соответствует
статьям 11.1-11.13

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях»
Распределение

нагрузки

(продолжительность

образовательной

деятельности) в неделю в группах осуществляется следующим образом:
от 2 лет до 3 лет – продолжительностью не более 10 мин.
от 3 лет до 4 лет – продолжительностью не более 15 мин.
от 4 лет до 5 лет – продолжительностью не более 20 мин.
18

от 5 лет до 6 лет – продолжительностью не более 25 мин.
от 6 лет до 7 лет – продолжительностью не более 30 мин.
2.4. Учебный план
Совместная образовательная деятельность проводятся с 1 сентября по 30
мая в течение 36 учебных недель, с 18.00 до 18.25(18.30).

Количество

Группа,
дисциплина,

Возраст

модуль

занятий в неделю
Гр.

Всего, часов

Индивид. Гр.

занятий занятий

Длительность
занятий

Индивид.

занятий занятий

Первый год обучения
Модуль I.

2-3года 2

-

Всего:

72

-

10 минут

72

Второй год обучения
Модуль I.

3-4года 2

-

Всего:

-

15 минут

72

Количество

Группа,
дисциплина,

72

Возраст

модуль

занятий в неделю
Гр.

Всего, часов

Индивид. Гр.

занятий занятий

Длительность
занятий

Индивид.

занятий занятий

Третий год обучения
Модуль I.

4-5года 2

-

Всего:
Группа,

72

-

20 минут

72
Возраст Количество

Всего, часов

Длительность
19

дисциплина,

занятий в неделю

модуль

Гр.

занятий

Индивид. Гр.

занятий занятий

Индивид.

занятий занятий

Четвёртый год обучения
Модуль I.

5 -6 лет 2

-

Всего:

72

-

25 минут

72

Пятый год обучения
Модуль I.

6- 7 лет 2

-

Всего:

72

-

30 минут

72

Календарный учебный график может корректироваться в зависимости от
состава, уровня подготовки воспитанников.
III. Организационный раздел
3. Рабочая программа по реализации дополнительной общеразвивающей
программы «Наследники России».
I год обучения
Тема

Вид деятельности
1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка

Кол-во
занятий
24

язычка».
2. Развитие речевого и певческого дыхания.
Сентябрь -

«Ветер», «Кто как звучит».

ноябрь.

3. Усвоение певческих навыков. «Кап-кап»,

«Знакомство»

«Рано утром я проснусь, да-да-да!»,
«Лошадка», «Озорные козлики»
4. Пение произведений. «За окошком кто
шалит?», «Дождик», «Листики дубовые»
20

1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка

24

язычка».
2. Развитие речевого и певческого дыхания.
Декабрь -

«Совушка-сова», «Волчок-серый бочок».

февраль.

3. Усвоение певческих навыков.

«Зимушка-

« Ну-ка повторяйте: да-да-да!», «Весёлый

зима»

гномик», «Барабан», «Колокольчик»
4. Пение произведений.
«Дедушка Мороз», «Колокольчики звенят»,
«Белочка», «Барашек»
1. Артикуляционная гимнастика. «Улыбка»,

24

«Дудочка»
2. Развитие речевого и певческого дыхания.
Март-май.
«Весна-красна».

«На машине», «Качели», «Цветочек»
3. Усвоение певческих навыков. «Ду-ду-дудудочка», «Тётушка Сова», «До сви-да-ни-я»
4. Пение произведений. «Села птичка на
ветку», «Воробей с берёзы», «Маме песенку
спою», «Солнышко лучистое»
Итого за год

72
II год обучения

Тема

Вид деятельности
1. Артикуляционная гимнастика.

Сентябрь ноябрь.
«Осеннее

Кол-во
занятий
24

«Часики», «Рыбка», «Футбол»
2. Развитие речевого и певческого
дыхания. «Ветерок», «Снежинка»

путешествие»
3. Усвоение певческих навыков. «Имена», «У
21

кота- воркота», «Светит солнышко»,
«Едет,едет паровоз», «Колыбельная»
4. Пение произведений. «Тучка –плакучка»
Картушина, «Листик, листик золотой»
Киргизова, «Осень наступила»С.Насауленко,
«Огурчики».
1. Артикуляционная гимнастика. «Улыбка»,

24

«Метель», «Снежинка»
Декабрь февраль.
«Зимние
забавы»

2. Развитие речевого и певческого дыхания.
3. Усвоение певческих навыков. «Едет воз
без колёс», «Я шагаю вверх, я шагаю вниз»,
«Снежный ком», «Заинька, выходи»
4. Пение произведений. «Весёлый гномик»,
«Снеговик» Ехлакова Н., «Белый снег»
Картушина
1. Артикуляционная гимнастика.

24

«Вкусное варенье», «Орешки»,
«Окошко», «Лягушата»
2. Развитие речевого и певческого дыхания.
Март-май.

«На ракете», «На машине», «Паровоз»

«Весеннее

«Слоник», «Динозаврик»

настроение».

3. Усвоение певческих навыков. «Я
пою,хорошо пою», «Мамочка, милая», «Где
же ты кукушечка?»
4. Пение произведений. «Как солдаты наши»,
«Кошка и котик», «Мамочка милая»
Итого за год

72

22

III год обучения
Тема

Вид деятельности
1. Артикуляционная гимнастика. «На

Кол-во
занятий
24

лошадке», «Полёт бабочек», «Моторчик»,
«Удивились-рассердились», «Улыбнулисьрасстроились», «Конфетка»
Сентябрь ноябрь.
«Осень в гости к
нам пришла»

2. Развитие речевого и певческого дыхания.
«Качели», «Чай с блюдцем», «Насос»
3. Усвоение певческих навыков. «Аккуратные
звуки», «Сапожник», «Дождик на улице»
Н.Сайкович, «Ехали медведи» К.Чуковский,
М.Андреева
4. Пение произведений. «Тучку наказали»,
«Песня об осени» Г.Вихарева, «Грибная
песенка» А.Савенкова,Ю.Полухина
1. Артикуляционная гимнастика.

24

«Щёточка», « Обезьянка», «Шарик»,
«Бутончик»
2. Развитие речевого и певческого дыхания.
«Избушка на курьих ножках», «У жирафа есть
Декабрь -

вопрос», «Далеко-близко»(гл.звуки),

февраль.

«Длинный и короткий звук»

«Зимняя сказка» 3. Усвоение певческих навыков.
«Плыл по морю чемодан», «Едет,едет
паровоз», «Дрёма»
4. Пение произведений. «Снегопад»
М.Картушина, «Ёлка-модница», «Если снег
идёт» муз.Семёнова
23

1. Артикуляционная гимнастика. «Подуй на

24

одуванчик», «Заборчик», «Хомячок», «Прятки
с губками»
2. Развитие речевого и певческого дыхания.
Март-май.

«Поймай букву», «

«Песенки-

3. Усвоение певческих навыков.«Я пою,

чудесенки».

хорошо пою», «Я шагаю вверх, я шагаю вниз»,
«Песенка про смех», «Лиса по лесу ходила»,
«Ходит ,бродит по лужку рыжая корова»
4. Пение произведений «Весёлая песенка»,
Итого за год

72
IV год обучения

Тема

Вид деятельности
1. Артикуляционная гимнастика.

Кол-во
занятий
24

«Путешествие язычка» С. А. Коротаева;
«Зарядка язычка».
2. Развитие речевого и певческого дыхания.
Сентябрь ноябрь.
«Времена года»

«Дерево», «Иностранец», «Ветер», «Кто как
звучит».
3. Усвоение певческих навыков. Игра
«Имена», «Кап-кап», «Осень, холодно», «Тиктик-так».
4. Пение произведений. «Падают листья» М.
Красёв, «По малину в сад пойдём» А.
Филиппенко, «Зимушка- зима» Л. Вахрушева.

Декабрь -

1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка

24
24

февраль.

язычка».

«Мир взрослых» 2. Развивающие игры с голосом. «Ночной
лес», «Самолёт», «Ослик».
3. Усвоение певческих навыков.
«Колокольчик», «Сел комарик под кусточек»,
«По деревьям скок- скок».
4. Пение произведений. «Бабушка моя» Е.
Гомонова, «Мамина песенка» М. Парцхаладзе,
«Каждый по-своему маму поздравит» Т.
Попатенко
1. Артикуляционная гимнастика. «Трубочка и

24

улыбка», «Игра».
2. Развивающие игры с голосом.
Март-май.
«Рукотворный
мир».

«Пробуждение», «В лес шагали», «Радость»,
«Мы ногами».
3. Усвоение певческих навыков. «Лиса»,
«Солнышко, не прячься», «Жучок».
4. Пение произведений. «Мишка с куклой
пляшут полечку» М. Качурбина, «Карусель»
Д. Кабалевский, «Паровоз» Г. Эрнасакс.
Итого за год

72
V год обучения

Тема

Вид деятельности

Сентябрь -

1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка

ноябрь. «Мир

язычка», разное.

ребёнка и его

2. Развитие речевого и певческого дыхания.

сверстников»

«Ветка дерева», «Иностранец», «Шарики»,

Кол-во
занятий

24

25

«Свечи».
3. Усвоение певческих навыков. мел., «Как
пошли наши подружки» рус. нар. мел., «А мы
просо сеяли» рус. нар. мел. «Ой, вставала я
ранешенько» рус. нар. мел.
4. Исполнгение произведений. «Моя Россия»
Г. Струве, «Песенка о дружбе» Е. Теличеевой,
«Жила-была девочка» Г. Струве.
1. Артикуляционная гимнастика. «Котята»,
«Лягушка», «Зарядка язычка».
2. Развивающие игры с голосом. «Кошка»,
Декабрь февраль.
«Животные».

«Кража», «Чьи там крики».
3. Усвоение певческих навыков. «Зайчик» рус.
нар. «Виноград у нас в бору» рус. нар. мел.,

24

«Перед весною» рус. нар. мел.
4. Пение произведений. «Рыжий пёс» Г.
Струве, «Котёнок и щенок» Т. Попатенко,
«Про козлика» Г. Струве.
1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка
язычка», разное.
2. Развивающие игры с голосом. «Мы на
горку», «Покажите-ка, ребята», «Мы ногами».

Март - май.
«Мир природы».

3. Усвоение певческих навыков. «Во поле
берёза стояла» рус. нар. мел., «На горе-то

24

калина» рус. нар. мел., «Пойду ль я, выйду ль
я» рус. нар. мел.
4. Пение произведений. «Солнечная капель»
С. Соснин, «Ласточка» Е. Крылатов,
«Весенняя песенка» С. Полонский.
26

Итого за год

72

3.1. Оценочные материалы
Для выстраивания индивидуальной

траектории развития каждого

ребенка и оптимизации взаимодействия с группой детей были выделены
содержательные характеристики музыкально-исполнительской деятельности.
Результатом

реализации

программы

могут

быть

следующие

целевые

ориентиры:
Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному
творчеству самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях,
участие в музыкально-драматических постановках);
Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо
слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении
музыкального инструмента;
Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные
в ней чувства и настроения;
Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и
музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и
ослабляя звучание);
Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее
отрезки с аккомпанементом;
Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно
свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
Активно участвовать в выполнении творческих заданий;
Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских
музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Диагностика уровня музыкального и психомоторного
ребенка

(А.И.

Буренина

«Ритмическая

развития
мозаика»)
27

Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного
развития ребенка
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под
музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При
определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие Критерии:
Высокий

уровень

-

творческая

активность,

самостоятельность,

инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без
помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень - эмоциональная отзывчивость

интерес к музыкальной

деятельности, желание включиться в нее при некотором затруднении в
выполнении задания ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном
объяснении, показе, неоднократных повторах.
Низкий уровень: ребенок малоэмоционален, ровно, спокойно относится
к музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не
способен к самостоятельности.
Критический уровень (редко встречаемая оценка) - негативное
отношение ребенка к музыке, музыкальной деятельности, связанное, как правило, с
отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине
семьи).
Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и
основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с
музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения
движений

музыке.

Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в
позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания
композиции. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то
приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У
неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается
этот показатель по внешним проявлениям и при подсчете баллов этот параметр не
учитывается.
28

Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если
ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно - это свидетельствует о высоком уровне внимания, если малыш выполняет
композицию

с

некоторыми

подсказками

-

оценка

соответственно

ниже.

Гибкость, пластичность - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные
акробатические упражнения.
Координация, ловкость движений - точность исполнения упражнений,
правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге, в гимнастике, в танце.
Оценивается с учетом подбора доступных по сложности композиций.
Творческие проявления – умение импровизировать под знакомую и
незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также
придумывать собственные оригинальные «па». Творческая одаренность
проявляется

в

особой

выразительности

движений,

нестандартности

пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под
музыку.

Степень

выразительности,

оригинальности

также

оценивается

педагогом в процессе наблюдения.
Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде
деятельности проявляются разные виды памяти: музыкальная, двигательная,
зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе
с педагогом для запоминания последовательности движений. Это можно
оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то
это

высокий

уровень

развития

памяти.

неспособность

запомнить

последовательность движений или потребность в большем количестве
повторений (более 10 раз) оценивается на низком уровне.
Подвижность (лабильность) нервных процессов – проявляется в
скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон – это
соответствие исполнения движений музыке, умение подчинять движения
темпу,

ритму,

динамике,

форме

и

т.д.

Запаздывание,

задержка

и

медлительность в движении отмечаются как заторможенность. Ускорение
29

движений, переход от одного движения к последующему без четкой
законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются, как
повышенная возбудимость Оценки выставляются следующим образом: Н
(норма); В (возбудимость); З (заторможенность).
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под
музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально
подобранных заданий.
Критерии

уровня

развития

чувства

ритма:

1. Движение.
1)

передача

в

движении

характера

знакомого

музыкального

произведения (3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений,
движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу
других детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения
несоответствуют характеру музыки.
2)

передача

музыкальногопроизведения

в

движении
(фрагмента)

характера
после

незнакомого
предварительного

прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное
выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная
эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при
движении.
3) соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
30

низкий – движение выполняется не ритмично.
4) координация движений и внимание («ритмическое эхо со звучащими
жестами»):
высокий – ребёнок выполняет все движения без ошибок;
средний – допускает 1-2 ошибки;
низкий – не справляется с заданием.
2. Воспроизведение ритма.
1) воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
2) воспроизведение ритмических рисунков в хлопках
высокий – ребёнок воспроизводит ритмический рисунок без ошибок;
средний – допускает 2-3 ошибки;
низкий – неверно воспроизводит ритмический рисунок.
3. Творчество.
1) сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
2) танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в
движении;

самостоятельно

использует

знакомые

движения

или

придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за
другими движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют
музыке
При определении уровня подготовленности детей в зависимости от
выполнения различных элементов используем оценки от 1 до 3 баллов.
31

Правильное одновременное выполнение оценивается в 3 балла- высокий
уровень; неодновременное, но правильное – 2 балла; верное выполнение после
повторного показа – 2 балла –средний уровень; неверное, симметричное –
1балл –низкий уровень.
Результаты заносятся в таблицу.
Формой

подведения

итогов реализации

данной

дополнительной

программы так же являются:
▪ конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;
▪ праздничные выступления;
▪ фольклорные праздники («Масленица» и т.д.);
▪ развлечения и досуги;
▪ отчётные концерты;
▪ участие в смотрах, конкурсах;
▪ поступление ребенка в хореографической студии.
3.2. Методические материалы
В основу программы легли рекомендации по развитию певческого голоса
П.В.Голубевой,

заслуженного

Харьковской консерватории;

деятеля

искусств

УССР,

профессора

а так же методика обучения вокалу Дмитрия

Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого
дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного
внимания, умения слышать и слушать себя).
Классические методики, которые используются при реализации
программы, позволяют научить воспитанников

слышать и слушать себя,

осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и
приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть
неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей
психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего
изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
32

Методические принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством
пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья
сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
-

принцип

ориентации

на

особенности

и

способности

-

природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.

33

Список информационных источников:
1. Гармошечка - говорушечка. Песни для детей детских садов/Сост. СИ.
Мерзлякова. М., Музыка, 1981. – 62 с.
2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития: для детей
младшего возраста. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.48 с.
3. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. С-Пб., Академия,
2005.- 80 с.
4. Костина Э. П. Камертон- программа музыкального образования детей
раннего и дошкольного возраста. М.: Линка-Пресс, 2008. – 80 с.
5. Орлова Г.М., Бекина СИ. Учите детей петь: Песни и упражнения для
развития голоса у детей. М.: Издательство «Просвещение», 1988. -77 с.
6. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь. М.: Сфера, 1998.- 48 с.
7. Радынова О. П., Груздова И. В., Комиссарова Л. Н. «Практикум по
методике музыкального воспитания дошкольников. М.: Линка-Пресс,
2011. – 44 с.
8. Струве Г. А. Ступеньки музыкальной грамотности. М.: Линка-Пресс,
2008. -120 с.
9. Шаинский В. Избранные песни. Москва, 1985. Санкт-Петербург, 1999.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».