Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №73 620144, г. Екатеринбург, ул.Уктусская, д.31-А, т.(343) 257-74-00, e.mail: mdou73@eduekb.ru ПРИНЯТО: Решением Педагогического совета МАДОУ – детский сад №73 Протокол № 1 от «29» августа 2024 УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ–детский сад №73 _____________________О.А.Саушкина Приказ №18-ОД от «31» августа 2024 Учебный план на 2024 – 2025 учебный год Пояснительная записка к учебному плану 1. Нормативные основания составления учебного плана Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад №73 (далее МАДОУ) разработан в соответствии со следующими документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в редакции от 01.01.2019 г.); - Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; - Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 СанПин 2.4.3648 - 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент общего образования от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; - ФОП ДО/ ФАОП ДО - Устав МАДОУ – детский сад №73; - Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ – детского сада №73; - Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ – детский сад №73. • • • • • 2. Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; научной обоснованности и практической применимости; соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Программно-целевые основания (учебно-методический комплект образовательной программы дошкольного образования) 3. Программно-целевые основания (учебно-методический комплект Образовательной программы дошкольного образования) В структуре учебного плана учтены особенности организации непрерывной образовательной деятельности и образовательной деятельности в режимных моментах в течении дня детей дошкольного возраста. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования. Часть формируемая участниками образовательных отношений не превышает 40%, что позволяет реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Учебный план разработан с учетом: - возрастных и индивидуальных особенностей детей; - Образовательной программы дошкольного образования МАДОУ - детский сад №73, в основе которой лежит Федеральная образовательная программа дошкольного образования (одобрена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования", с использованием парциальных программ и методических пособий, выбранных участниками образовательных отношений; - Адаптированной образовательной программы дошкольного образования Для реализации Образовательной программы дошкольного образования (далее ОП ДО) в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом запросов родителей и особенностей развития и интересов детей дошкольного возраста предусмотрено: • Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. - изобразительная деятельность; • Парциальная программа по физическому развитию детей 3-7 лет «Малышикрепыши», авторы О.В. Бережнова, В.В. Бойко; • Парциальная программа «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду», автор С.Н. Николаева; • Парциальная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», авторы А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова3, И.Л. Кириллова и др. С целью осуществления коррекционной работы в МАДОУ функционируют 3 группы компенсирующей направленности и логопедический пункт, коррекционноразвивающая работа осуществляется учителем - логопедом. Количество воспитанников - 55 детей. Для воспитанников группы компенсирующей направленности разработана адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ – детский сад №73. Воспитанники зачисляются на основании заключений ТОПМПК. Коррекционно-развивающие занятия учителя - логопеда для оказания логопедической помощи не входят в учебный план. На логопедический пункт воспитанники зачисляются на основании заключений ППк и ТМПМПК. Оказание логопедической помощи проводится индивидуально и малыми подгруппами (2-3 воспитанника), которые формируются с учетом логопедического заключения, а также уровнем сформированности знаний, умений и навыков детей, индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп определяется Положением Минпросвещения РФ от 06.08.2020 Р – 75 «Об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Коррекционные занятия, проводимые учителем - логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в образовательном процессе (для детей, зачисленных на логопедический пункт). Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребенка. специальная (коррекционная) общеобразовательная технология «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др., 2012 г. Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и способствует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание комплексной и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 4. Характеристика структуры учебного плана Учебный план МАДОУ соответствует Уставу, реализуемому УМК, отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный план МАДОУ на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение ОД. Данное распределение не является жестко регламентируемым и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учетом интересов детей. В структуре учебного плана учтены особенности организации образовательной деятельности с детьми групп общеразвивающей, компенсирующей направленности, раннего дошкольного возраста. Сроки реализации учебного плана: с 1 сентября 2024 года по 31 мая 2025 года. Период Объем времени Занятия на Педагогическая Логопедическое диагностика (речевое) реализацию Учебный год обследование 02.09.2024 – 184 раб. дня/ в соответствие 01.09.24 – 15.09.24 01.09.24 – 15.09.24 31.05.2025 36 уч. нед. +- с расписанием 12.05.25 – 30.05.25 12.05.25 – 30.05.25 Не предусмотрено - 4 дня Летний период /проведение летней 01.06.2025 – 63 раб. дня в соответствие 31.08.2025 /12 уч. нед. +- с расписанием 3 дня оздоровительной кампании - I младшая группа (с 2 до 3 лет) – 1; - II младшая группа (с 3 до 4 лет) - 1; - средняя группа (с 4 до 5 лет) - 1; - старшая группа (с 5-6 лет) -1; - подготовительная группа (с 6 до 7 лет) - 2. Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами. • • • • • Образовательные области реализуются через образовательную деятельность: «Социально-коммуникативное развитие»: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», «Ребенок в семье и сообществе», «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», «Формирование основ безопасности»; «Познавательное развитие»: «Формирование элементарных математических представлений», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», «Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природы»; «Речевое развитие»: «Развитие речи», «Художественная литература»; «Художественно-эстетическое развитие»: «Приобщение к искусству», «Изобразительная деятельность», «Конструктивно-модельная деятельность», «Музыкальная деятельность»; «Физическое развитие»: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни», «Физическая культура». Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие» входят в расписание образовательной деятельности и реализуются в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Образовательные области «Речевое развитие» («Художественная литература»), «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» («Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни») реализуются во всех видах деятельности и отражены в календарном планировании. Учебным планом предусмотрен объем образовательной деятельности в неделю: - в младшей группе - 150 мин. (2 часа 30 мин.). - в средней группе - 200 мин. (3 часа 20 мин.); - в старшей группе - 300 мин. (5 часов 00 мин); - в подготовительной к школе группе - 420 мин. (7 часов). Продолжительность образовательной деятельности зависит от возраста и психофизиологических особенностей детей: - для детей 3-го года жизни - не более 10 минут; - для детей 4-го года жизни - не более 15 минут; - для детей 5-го года жизни - не более 20 минут; - для детей 6-го года жизни - не более 25 минут; - для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 минут, в средней группе не превышает 40 минут, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут. Режим занятий с применением электронных средств обучения: Занятия с использованием электронных средств обучения проводятся в возрастных группах от пяти лет и старше. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях составляет: Электронное Возраст Продолжительность, мин, не более средство обучения воспитанника На одном В день занятии Интерактивная доска 5-7 7 20 Интерактивная 5-7 5 10 панель Ноутбук 6-7 15 20 Для воспитанников 5-7 лет продолжительность непрерывного использования: экрана с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками, составляет 5-7 минут; Во время занятий с использованием электронных средств обучения воспитатели проводят гимнастику для глаз. В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. Домашние задания воспитанникам дошкольной образовательной организации не задают. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, планируется в первую половину дня со вторника по четверг. Непрерывная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкальнохудожественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. НОД физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на образовательную деятельность. Занятия по физическому развитию для детей организуется 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и соответствуют требованиям СанПиН. Один раз в неделю организуются занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Продолжительность физкультурных, физкультурно-оздоровительных занятий и мероприятий определяется с учетом возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей. Занятия физической культурой и спортом, подвижные игры проводятся на открытом воздухе, если позволяют показатели метеорологических условий (температура, относительная влажность и скорость движения воздуха) и климатическая зона. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводятся в физкультурном зале. В середине учебного года (январь) для детей организуются недельные каникулы. В дни каникул организуется совместная деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного направления. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок Конструктивные игры с песком и строительным материалом, водой планируются ежедневно. Еженедельно организуются спортивные и музыкальные праздники. Проводится мероприятия экологического характера: экскурсии, наблюдения, детская проектная деятельность и т.д. Учебный план образовательной деятельности на 2024 – 2025 учебный год образовательная область виды непосредственной образовательной деятельности Группа раннего возраста 2-3 года 1 Познавательное развитие II младшая группа Средняя группа Старшая группа №1 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет Объем ОД в неделю / в месяц / в год 5 6 7 2 3 4 Формирование элементарных математических 1/4/36 1/4/36 1/4/36 представлений Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Познание предметного и социального 1/4/36 1/4/36 1/4/36 1/4/36 мира образовательная деятельность в ходе режимных моментов ситуативные беседы при проведении режимных моментов Старшая группа №2 Подготовительная группа 5-6 лет 6-7 лет 8 9 1/4/36 2/72 1/4/36 1/4/36 2/8/72 0,5/2/18 2/8/72 0,5/2/18 ежедневно самостоятельная деятельность детей игровая деятельность ежедневно самостоятельная деятельность детей в центрах развития ежедневно Развитие речи Подготовка к обучению грамоте Речевое развитие 2/8/72 - 1/4/36 - 1/4/36 - 2/8/72 0,5/2/18 образовательная деятельность в ходе режимных моментов ситуативные беседы при проведении режимных ежедневно моментов чтение художественной литературы ежедневно самостоятельная деятельность детей игровая деятельность ежедневно самостоятельная деятельность детей в центрах развития ежедневно Музыка Музыкальное занятие творчество Рисование Лепка Художественноэстетическое развитие Художественное Реализуется через интеграцию непосредственно образовательной деятельности; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей 1/4/36 0,5/2/18 1/4/36 0,5/2/18 1/4/36 0,5/2/18 1/4/36 0,5/2/18 1/4/36 0,5/2/18 1/4/36 0,5/2/18 Аппликация творческое конструирование 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 0,5/2/18 - - - - 0,5/2/18 0,5/2/18 образовательная деятельность в ходе режимных моментов ситуативные беседы при проведении режимных ежедневно моментов самостоятельная деятельность детей игровая деятельность ежедневно самостоятельная деятельность детей в центрах развития ежедневно Физическая культура в зале 2/8/72 2/8/72 2/8/72 2/8/72 2/8/72 2/8/72 на улице 1/4/36 1/4/36 1/4/36 1/4/36 1/4/36 1/4/36 Здоровье В режимных моментах образовательная деятельность в ходе режимных моментов утренняя гимнастика ежедневно комплексы закаливающих процедур ежедневно физическое развитие гигиенические процедуры ежедневно физкультминутки ежедневно подвижные и спортивные игры ежедневно ситуативные беседы при проведении режимных моментов ежедневно прогулки ежедневно самостоятельная деятельность детей игровая деятельность ежедневно Часть формируемая участниками образовательных отношений социально коммуникативное развитие Трудовое Основы безопасности Социализация, развитие общения Музыка художественно эстетическое развитие Общее количество НОД Музыкальная деятельность Интегрируется с образовательными областями «Познавательное развитие», «Развитие речи», игровой деятельностью. Реализуется в совместной деятельности ежедневно 2/8/72 2/8/72 2/8/72 2/8/72 2/8/72 2/8/72 10/36/324 10/36/324 10/36/324 10/36/324 12/48/432 13/52/468 длительность НОД в день 10 мин 15 мин 20 мин 20 мин 30 мин 40 мин суммарный объем НОД в день 25 мин 25 мин 50 минут или 50 минут или 75 минут 75 минут 30 мин 90 минут Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах Формы образовательной деятельности в режимных моментах Количество форм образовательной деятельности и культурных практик в неделю Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Общение Ситуации общения воспитателя с детьми и ежедневно накопления положительного социальноэмоционального опыта Беседы и разговоры с детьми по их интересам ежедневно Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр Индивидуальные игры с детьми (сюжетноежедневно ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строит.-констр. игры) Совместная игра воспитателя и детей 2 раза в 3 раза в неделю (сюжетно-ролевая, режиссерская, игранеделю драматизация, строит.-констр. игры) Детская студия (театрализованные игры) 1 раз в 2 недели Досуг здоровья и подвижных игр 1 раз в 2 недели Подвижные игры ежедневно Познавательная и исследовательская деятельность Сенсорный игровой и интеллектуальный 1 раз в 2 недели тренинг («Школа мышления»). Опыты, эксперименты, наблюдения (в том 1 раз в 2 недели числе, экологической направленности Наблюдения за природой (на прогулке) ежедневно 3 раза в неделю 2 раза в неделю Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей Музыкально-театральная гостиная 1 раз в 2 1 раз в неделю недели Творческая мастерская (рисование, лепка, 1 раз в неделю худ. труд по интересам.) Чтение литературных произведений ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание ежедневно Трудовые поручения (индивидуально и ежедневно подгруппами) Трудовые поручения (общий и совместный 1 раз в неделю 1 раз в 2 недели труд) Сетка самостоятельной деятельности детей в режимных моментах Формы образовательной деятельности в режимных моментах Распределение времени в течение дня Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная группа группа группа Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема От 10 до 50 минут Самостоятельные игры в 1-й половине дня 20 минут 15 мин Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке От 60 минут до 1 часа 30 минут Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 40 минут 2-й половине дня От 60 минут до 1 часа 40 минут 30 мин Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке 40 минут 30 мин Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке От 40 минут Игры перед уходом домой От 15 до 50 минут