МАДОУ 73 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СОГЛАСОВАНА:

УТВЕРЖДЕНА:

Начальник
Департамента образования
Администрации города Екатеринбурга

Заведующий МАДОУ – детский сад №73
____________________О.А. Саушкина
Приказ № _______ от _._.2022 г.

_____________ К.В. Шевченко

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКОГО САДА №73
2023 - 2027

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
Протокол № _____от ___________2022 г.

Екатеринбург 2022 г.

Содержание

1
2

3
4
5
6

Введение
Паспорт программы.
Анализ развития Учреждения, характеристика проблем:
2.1. Анализ факторов и условий, оказывающих существенное
влияние на развитие.
Концепция развития образовательной организации.
Механизм реализации Программы развития.
Показатели эффективности Программы развития.
План финансирования мероприятий программы развития.

с.3
с.4
с.7
с.10
с.14
с.16
с.18
с.19

2

Введение
Программа развития (далее – программа) Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения – детский сад №73 (далее МАДОУ №73) на 2023-2027 год
разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики
Российской Федерации в области образования и является управленческим документом.
Программа развития является законодательно закрепленным, обязательным локальным
актом, определяющим на среднесрочную перспективу стратегические направления развития
образовательной организации: целевые, содержательные и результативные приоритеты,
основные направления эффективной реализации государственного задания как комплекса
взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности
качественного образования в соответствии с показателями эффективности деятельности
образовательного учреждения.
Настоящая Программа направлена на формирование устойчивого развития детского
сада в новых условиях, а также на обеспечение достижение целевых показателей,
обозначенных Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»
на срок 2018 - 2025 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2017 № 1642) и стратегических целей Национального проекта «Образование».
Программа развития предназначена для определения перспективных направлений
развития образовательного учреждения на основе анализа работы МАДОУ - детский сад
№73 за предыдущий период и целевых ориентиров развития образования. В ней отражены
тенденции развития образования, охарактеризованы главные направления обновления
содержания образования и организации образовательной деятельности, управления
дошкольным учреждением на основе инновационных процессов, учтены факторы,
обеспечивающие развивающий режим в функционировании МАДОУ, ориентированность
МАДОУ на целевые ориентиры образовательной деятельности.
Программа должна отвечать требованиям: прогнозируемости, рациональности,
реалистичности, целостности, контролируемости.
В основу реализации Программы развития положен современный программнопроектный метод, сочетающий управленческую целенаправленную деятельность
администрации и творческие инициативы сотрудников. Инициативы педагогического
коллектива по реализации Программы развития оформляются как педагогические проекты.
Результатом реализации программы МАДОУ является повышение эффективности
деятельности образовательной организации, результатом реализации инициативных
проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством образования.

3

1. Паспорт Программы развития МАДОУ №73
Полное
программы

наименование Программа развития Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения - детский
сад №73
Учредитель
Департамент образования Администрации города
Екатеринбурга.
620014 г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24 а.
Авторы
и
основные 1.
Административно-управленческий
аппарат
разработчики Программы
ДОУ;
2.
Творческая группа педагогов;
3.
Родители (законные представители);
Руководитель МАДОУ
Исполнители Программы

Саушкина Ольга Александровна
заведующий МАДОУ - детский сад №73,
тел. (343) 257-74-00
Коллектив МАДОУ – детский сад №73

Сайт МАДОУ в Интернете

http://73.tvoysadik.ru/

Электронная почта

mdou73@eduekb.ru

Основания для разработки
Программы:
а) стратегические документы,
определяющие
государственную политику в
сфере образования, и
локальные акты,
регламентирующие процесс
реализации государственной
политики в сфере образования;
б) современные подходы к
образовательной деятельности,
теории и принципы.

Федеральный уровень
– Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018
№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года».
– Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020
№ 474 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года».
– Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(далее
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»).
– Государственная программа Российской Федерации
«Развитие образования» утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №
1642 «Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Развитие образования» (сроки
реализации 2021-2025).
– «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года», утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-p.
Региональный уровень
– Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78O3 «Об образовании в Свердловской области» (с
изменениями от 29.07.2021 № 81-ОЗ).
– Постановление Правительства Свердловской области от
19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении Государственной
программы Свердловской области «Развитие системы
образования и реализация молодежной политики в
Свердловской области до 2025 года».
4

– Паспорт регионального проекта «Новые возможности
для каждого» утвержден Протоколом от 17.12.2018 № 18.
– Приказ Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д
«Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035
года».
– Постановление Правительства Свердловской области от
18.09.2019 № 588-ПП «Об утверждении стратегии
развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
Перечень проектов
Программы

Цель Программы

Задачи Программы

Ожидаемые результаты

1. Проект «Преемственность: детский сад - школа»;
2. Проект «Кадровый потенциал»;
3. Проект «STEM-skills»;
4. Проект «Ступеньки раннего развития ребенка»;
5. Проект «Цифровая образовательная среда».
Создание
управленческих,
методических
и
педагогических условий, направленных на повышение
качества предоставляемых услуг и эффективности
дошкольного образования с учетом современных
тенденций развития образования, потребностей общества
и государственной политики.
1. Повышение
уровня
профессиональной
компетентности и мотивации педагогических работников к
внедрению современных технологий и инновационной
деятельности.
2. Организация единого цифрового образовательного
пространства МАДОУ, комфортной и безопасной
развивающей среды, способствующей социально личностному развитию всех участников образовательного
процесса.
3. Совершенствование
содержания
и
форм
взаимодействия
МАДОУ
и
семьи
с
учётом
индивидуальных особенностей и потребностей родителей
воспитанников.
4. Повышение
конкурентоспособности
через
расширение спектра качественных дополнительных
образовательных услуг в рамках работы инновационных
площадок.
1. Повышены
профессиональные
компетенции
педагогических
работников
в
соответствии
с
требованиями Профессионального стандарта, через
транслирование опыта на различных уровнях, участие в
инновационной деятельности, повышение квалификации.
2. Обогащена и модернизирована развивающая
предметно-пространственная среды в рамках реализуемых
проектов.
3. Создана образовательная среда для детей раннего
дошкольного возраста, для удовлетворения ключевых
психологических потребностей детей дошкольного
возраста, через развитие социального и эмоционального
интеллекта воспитанников, раскрытие внутренней
5

мотивации к познанию, достижению и саморазвитию.
4. Обеспечена конкурентоспособность МАДОУ через
повышение качества предоставляемых услуг за счет
внедрения новых образовательных технологий в рамках
работы инновационных площадок.
Целевые показатели
1. Доля
реализованных
мероприятий,
предусмотренных календарным планом воспитательной
работы (100%) и ежегодное 100% выполнение
муниципального задания.
2. Доля родителей (законных представителей)
привлеченных для организации и проведения совместных
мероприятий, предусмотренных календарным планом
воспитательной работы (60%).
3. Доля педагогов, включенных в работу в
инновационных площадках, во взаимодействие с
педагогической общественностью через представление
педагогического
опыта
на
разных
уровнях,
профессиональный рост уровня педагогических кадров,
отражающийся в позитивной динамике статуса
педагогов (70%).
4. Доля от общего числа педагогов, аттестованных на
высшую квалификационную категорию (70%).
5. Доля педагогов, вовлеченных в реализацию
инновационных
проектов
«STEM-skills»;
Проект
«Ступеньки раннего развития ребенка»; Проект
«Цифровая образовательная среда» (100%).
6. Увеличение доли педагогов, участвующих в
инновационной деятельности МАДОУ, освоивших
современные образовательные технологии и активно
применяющих их в образовательном процессе (100%).
7. Доля от общего числа педагогов, прошедших
повышение квалификации по современным программам, в
том числе в области развития социального и
эмоционального интеллекта (100%).
8. На 45% увеличение приобретенного нового
игрового и дидактического оборудования для
расширения развивающей предметно-пространственной
среды группы раннего возраста МАДОУ, создания
развивающих центров активности в группе.
9. На
35%
увеличение
взаимодействия
с
социальными партнерами.
Общие затраты и источники финансирования программы
Источники финансирования
Сумма, тыс. руб.
Региональный бюджет
0
Муниципальный бюджет
250
Внебюджетные средства
3635
Итого по всем источникам
3885
финансирования

6

2. Анализ развития Учреждения, характеристика проблем.
Анализ выполнения предыдущей программы развития
В рамках реализации Программы развития МАДОУ в период с 2017 по 2022 гг.
достигнуты следующие результаты:
1) Нормативно-правовая, методическая база и официальный сайт приведены в
соответствие требованиям ФЗ «Об образовании в РФ N 273-ФЗ, ФГОС ДО и современным
направлениям развития психолого-педагогической науки и практики.
2) Приобретены и активно используются в работе, специализированные
информационные ресурсы (справочно-правовые системы и электронные профессиональные
журналы).
3) Создана система эффективного управления дошкольным образовательным
учреждением на основе внедрения образовательных проектов «Достижение современного
качества образования»; «Кадровый потенциал», «Компетентный родитель», «Социальные
партнеры», «Предметно-развивающая среда», реализована программа повышения
профессионального мастерства педагогов МАДОУ.
4) Расширено сетевое взаимодействие МАДОУ с образовательными организациями организовано сотрудничество с Екатеринбургским домом учителя, ФГБОУ ВПО «УрГПУ»
по вопросам повышения квалификации педагогических работников, регулярного
прохождения семинаров-практикумов, мастер-классов, вебинаров, участия в различных
конкурсах.
5) Реализован проект «Маленькие граждане большой страны», направленный на
гражданственно-патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей дошкольного
возраста. В процессе работы над проектом у воспитанников сформировались
представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России, чувства
привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к
родной природе, культуре и традициям, уважения к культурному прошлому России через
изучение государственной символики России, своего края, города средствами
эстетического
воспитания:
музыкальной
и
изобразительной
деятельности,
художественного слова. Создан мини-музей «Люблю Урал, мой край родной».
Вовлеченность родителей воспитанников в проект составила 80%. Организовано
совместное посещение музеев и достопримечательностей города, изучена история и
интересные факты.
6) Реализован проект «Здоровый малыш», направленный на здоровьесбережение,
который способствовал укреплению здоровья детей через систему оздоровительных
мероприятий. Увеличены: количество динамических пауз, продолжительность
пребывания детей на свежем воздухе, проведение физкультурных занятий на ули це,
введена
дополнительная
образовательная
услуга
«Фитнес
для
малышей».
Взаимодействие с ДКБ №11 обеспечило систематическое консультирование родителей
по вопросам здоровья и физического развития детей, о правилах и навыках здорового
образа жизни.
Анализ показал, что по всем показателям достигнуты запланированные результаты,
Программа развития на 2017 - 2022 гг. реализована в достаточном объеме, поставленная цель
достигнута, задачи выполнены.
По окончании реализации Программы развития на 2017 - 2022 гг. в МАДОУ
наблюдаются совершенствование профессиональных позиций педагогов, форм и методов их
взаимодействия с детьми, родителями, сообществом; сформировалась образовательная среда,
обеспечивающая интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; осуществляется
информатизация процесса образования; применяются инновационные формы работы с
воспитанниками, педагоги готовы к работе с детьми с ОВЗ, а так же с детьми с высоким

7

уровнем интереса и самореализации в разных видах деятельности; образована стабильно
функционирующая система социального партнерства.
Проведенный анализ текущего состояния деятельности Учреждения показал, что
сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития и
повышения эффективности деятельности учреждения, внедрения инноваций.
По результатам независимой оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности (НОКО) в 2019 году показатель оценки качества
образовательной деятельности МАДОУ составляет 90,64 балла, в дальнейшем планируется
продолжить работу по повышению уровня удовлетворенности условиями оказания услуг,
позволяющем рекомендовать организацию
Анализ влияния внешних факторов
Качество дошкольного образования определяется потребностями современного
общества, что обусловливает управленческие действия по его обеспечению. Общество
«задает» внешние и внутренние факторы, учет которых необходим при анализе
образовательной деятельности МАДОУ и при определении перспектив его развития.
В обобщенном виде факторы и угрозы внешней среды представлены в табл. 1.
Проведенный SWOT-анализ потенциала развития МАДОУ (оценка преимуществ и
рисков, возникающих при различных вариантах решения проблем развития МАДОУ)
позволил констатировать:
Таблица 1.
Представление факторов и угроз внешней среды
Факторы внешней среды:
Сильные стороны (Стратегия развития)
- разнообразие деловых и творческих связей
с
различными
организациями
и
учреждениями города: МАОУ- Лицей №3,
Библиотека № 4;
- обеспечение профессионального роста
педагогов в процессе взаимодействия с
организациями,
обеспечивающими
повышение квалификации педагогов и
освещение педагогического опыта на разных
уровнях (МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом
Учителя», УрГПУ, ИРО, Департамент
образования г. Екатеринбурга).
Возможности
- реализация новых подходов к управлению
МАДОУ на основе принципов гуманизации,
дифференциации, мобильности и развития,
управления по результатам;
- активизация взаимодействия с социальными
партнерами через социально значимые
мероприятия;
поиск
педагогических
идей
по
совершенствованию
методического
обеспечения образовательного процесса;
совершенствование
предметноразвивающей среды с учетом целостности
образовательного
процесса
и
видов
активности и видов деятельности детей

Слабые стороны (Стратегия компенсации)
- недостаточная готовность родителей к
включению в управление образовательной
деятельностью через взаимодействие с ДОУ
и общественно-государственные формы
управления;
- совместная деятельность МАДОУ и
социальных институтов детства строится
спонтанно.

Угрозы
- нестабильная экономическая ситуация в
стране,
- недостаточная готовность педагогов к
реализации новых подходов в управлении
МАДОУ;
- неустойчивое финансирование системы
образования;
- недостаточная готовность педагогов к
сотрудничеству и взаимодействию с
социальными партнерами;

8

Таким образом, анализ внешних факторов позволяет выделить следующие направления
в дальнейшей деятельности МАДОУ:
обеспечение государственных гарантий и качества образования;
повышение статуса дошкольного образования, расширение доступности инноваций в
дошкольном образовании;
повышение профессионального уровня педагогических кадров, профессиональной
самореализации педагога;
разработка и реализация системы мотивации включения в образовательную
деятельность для родителей и социальных партнеров;
разработка и реализация системы устойчивого финансового обеспечения
образовательной деятельности МАДОУ.
Анализ влияния внутренних факторов
Анализ актуального состояния МАДОУ – детского сада №73 на момент составления
Программы развития показал некоторую непоследовательность в обеспечении
дополнительных источников доходов, (при необходимости дальнейшего совершенствования
управления МАДОУ на основе принципов гуманизации, дифференциации, мобильности и
развития, управления по результатам), недостаточно сформированную мотивацию
профессионального роста, инновационной деятельности у педагогов, недостаточную
инновационная мобильность, эпизодическую включенность родителей в образовательную
деятельность, отсутствие взаимодействия родителей и социальных партнеров в данной
деятельности, элементы «отставания» в предметно-развивающей среде.
Анализ внутренних факторов представлен в табл. 2.
Таблица 2.
Представление факторов и угроз внутренней среды
Факторы внутренней среды:
Сильные стороны (Стратегия развития)
Слабые стороны (Стратегия компенсации)
- удовлетворенность
родителей
(законных представителей) содержанием и
результатами образовательной деятельности
МАДОУ;
- опыт
образовательной
и
коррекционной деятельности в МАДОУ,
обеспечивающей позитивную динамику
развития
личности
ребенка,
что
подтверждается результатами мониторинга;
- наличие в штате учителей-логопедов
для коррекционной работы с детьми;
- предоставление медицинских услуг –
наличие медицинской сестры;
- благоприятный
психологический
климат в МАДОУ;
- стимулирование труда педагогов,
внедряющих
инновационные
проекты
дошкольного образования.

- увеличение количества воспитанников,
относящихся к категории детей с ОВЗ при
сохранении общего количества детей в
группах (из 197 воспитанников – 60 детей
категории ОВЗ);
- объективное
ухудшение здоровья
поступающих в МАДОУ детей при
ограниченной возможности реализации
здоровьесберегающих технологий из-за
недостаточной наполненности предметноразвивающей среды МАДОУ;
- недостаточный
уровень
сформированности
у
педагогов
профессиональных
компетенций,
что
приводит
к
затруднениям
при
проектировании
индивидуального
образовательного маршрута дошкольника;

9

Возможности
использование
потенциала
педагогического
коллектива
для
повышения качества образовательной
среды учреждения;
увеличение
притока
молодых
специалистов,
владеющих
технологиями
личностноориентированного образования;

Угрозы
- повышение педагогической нагрузки,
влечет
«эмоциональное
выгорание
педагогов» с педагогическим стажем более
20 лет;
- содержание образования определено ООП
ДО, но педагогу сложно ориентироваться в
большом информационном и методическом
материале для ее реализации;
- недостаточная мотивация педагогов к
участию
в
организации
платных
дополнительных образовательных услуг;
- снижение спроса родителей на платные
дополнительные услуги.

Анализ внутренних факторов позволил выделить такие направления в последующей
деятельности МАДОУ, как:
- переход к управлению по результатам,
- создание системы устойчивого финансирования,
-создание условий для повышения профессионального уровня педагогических кадров,
профессиональной самореализации педагога;
создание системы мотивации включения в образовательную деятельность для родителей
и социальных партнеров;
- совершенствование предметно-развивающей среды МАДОУ.
Аккумулируя результаты анализа внешних и внутренних факторов, можно выделить
ключевые задачи функционирования учреждения, требующие перспективного решения в
2023 -2027гг.:
организационные: обеспечить новые подходы к управлению учреждением для
дальнейшего развития МАДОУ и его конкурентоспособности;
кадровые: разработать и реализовать систему профессионального роста
педагогических кадров;
мотивационные: разработать и реализовать систему мотивации результативного
включения в образовательную деятельность участников образовательных отношений:
педагогов и родителей (законных представителей детей), результативного включения
социальных партнеров;
методические: совершенствовать методическое обеспечение образовательной
деятельности;
материально-технические:
совершенствовать
предметно-развивающую
среду
МАДОУ;
финансовые: разработать и реализовать систему устойчивого финансового
обеспечения образовательной деятельности МАДОУ.
2.1. Анализ факторов и условий, оказывающих существенное влияние на развитие
МАДОУ.
Характеристика контингента воспитанников
В процессе реализации Программы развития МАДОУ в период с 2017 по 2022 гг. были
проведены мероприятия по организации распространения положительного опыта
гражданственно-патриотической,
духовно-нравственной,
здоровьесберегающей
и
здоровьеформирующей деятельности учреждения и семей воспитанников, проведен цикл
10

занятий для детей по формированию ценностей образа жизни, педагогические работники
регулярно ведут работу по созданию индивидуальных маршрутов по результатам
мониторинговых мероприятий и ведения «Паспорта здоровья», систематически проводится
информационно-просветительская работа, посредством выпуска буклетов, листовок,
брошюр, освещения ключевых вопросов здоровьесбережения на родительских собраниях.
Проблема:
В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой по ряду инфекционных
заболеваний в регионе, преобладания II группы здоровья (67 % от общего числа
воспитанников), рост числа детей с III группой здоровья (13 % от общего числа
воспитанников), достаточно высокого уровня заболеваемости воспитанников острыми
респираторными заболеваниями вновь становится актуальным вопрос развития и
поддержания мотивации детей и их родителей к активному и здоровому образу жизни,
занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания, поиск
новых путей информирования, распространения положительного опыта.
Кроме того, имеет место недостаточный уровень осведомленности родителей
(законных представителей), в частности о важности вакцинации, а также своевременной
диагностики опасных заболеваний. Также ввиду наличия в сети Интернет большого объема
необоснованной, ложной информации о вакцинации, обследованиях на инфекционные
заболевания имеется риск восприятия указанных ложных сведений родителями (законными
представителями). В связи с этим требуется усиление информационно-просветительской
работы в области охраны здоровья детей, доведение до сведения родителей (законных
представителей) актуальной информации из авторитетных источников.
Кадровое обеспечение реализации Программы развития
В настоящее время в образовательном учреждении работает 14 педагогических
работников: 11 воспитателей и 3 специалиста (музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, учитель-логопед) в соответствии со штатным расписанием.
Требования к кадровым условиям ФГОС ДО распространяются на компетентность и
квалификацию работников, участвующих в реализации основной образовательной
программы.
Уровень образования и профессионализма педагогов МАДОУ:
За период реализации Программы Учреждения с 2017 по 2022 гг. наблюдается рост
числа педагогов, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории,
педагогические работники мотивированы повышать свой профессиональный уровень.
Кол-во
Образовательный уровень (чел.) Уровень квалификации 2022 г.
педагогов
14
Высшее образование –10
Высшая КК-5
Среднее специальное – 4
I КК –8
Без категории – 1
(педагог имеет стаж работы до 2-х лет)
Педагог не имеет квалификационную категорию, т.к. стаж работы менее 2 лет, включен в
график прохождения аттестации на 2023 год.
Педагогический стаж работников:
До 5 лет
1

5-10 лет
6

Педагогический стаж
10-15 лет
2

15-20 лет
2

20 и более
3

Участие воспитанников и педагогов МАДОУ в конкурсах в 2017 – 2022 гг.:
Участники
2017/2018гг
2019/2020/2022гг
(%)
(%)
Воспитанники
55%
75%
Педагоги
30%
70%
11

Анализ участия воспитанников и педагогов в конкурсах позволяет сделать вывод, что
дети и педагоги принимают активное участие в конкурсах различного уровня и
направленности, становятся победителями занимают призовые места.
В процессе реализации Программы развития МАДОУ с 2017 по 2022 гг. созданы
благоприятные условия для стабильной и комфортной работы педагогов, рабочие места
соответствуют требованиям законодательства, проведена СОУТ, по результатам которой,
разработан и реализуется план мероприятий по обеспечению безопасности условий труда,
система оплаты труда педагогических работников разработана на основании требований
Постановления Администрации города Екатеринбурга № 1813 от 26.07.2019 г., заработная
плата регулярно индексируется, предусмотрена система оценки эффективности работы
педагогов. За период реализации Программы развития с 2017 по 2022 гг. МАДОУ
укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами, исключена «текучка»
кадров, работники длительно осуществляют свои трудовые обязанности. Длительный стаж
работников позволяет накапливать педагогический опыт и передавать его молодым
специалистам при их трудоустройстве в МАДОУ.
Все педагогические работники МАДОУ в соответствии с законом «Об образовании в
РФ» проходят курсы повышения квалификации не реже одного раза в три года. В текущем
учебном году свою квалификацию повысили 100% педагогического состава МАДОУ.
Квалификация педагогических работников МАДОУ, их образовательный уровень, опыт
работы, позволяет сделать вывод о том, что коллектив имеет хороший потенциал для
введения инновационной деятельности, обеспечения эффективности и активной реализации
Программы развития.
Проблема: в коллективе имеются педагоги со стажем работы менее 3-х лет, а также не
все педагоги готовы активно включиться в инновационную деятельность по причине
недостаточности знаний в области современных образовательных технологий.
Анализ образовательного процесса
МАДОУ осуществляет образовательную деятельность по образовательным
программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте от 2 до 7 лет.
МАДОУ планирует работу по ООП ДО с учетом программы «От рождения до школы»
под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Программа обеспечивает
разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями воспитанников по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию,
художественно-эстетическому развитию. физическому развитию.
Качество образовательных услуг, предоставляемых в МАДОУ, находится на
достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют отзывы родителей воспитанников,
посещающих МАДОУ.
В детском саду функционируют 6 групп (3 группы общеразвивающей
направленности, в том числе группа для детей раннего возраста, 3 группы компенсирующей
направленности) с 10,5 часовым пребыванием. Численность контингента воспитанников 192
ребёнка.
МАДОУ осуществляет образовательную деятельность в соответствии с
законодательными и нормативными актами: Законом “Об образовании РФ”, ФГОС ДО.
Наилучшие результаты приносит деятельность коллектива учреждения по
направлениям: развитие детей в познавательно - исследовательской деятельности,
конструктивно – модельной деятельности, проектной деятельности, художественное
развитие дошкольников.
По результатам реализации Программы развития МАДОУ с 2017 по 2022 гг. был
проведен анализ степени удовлетворенности родителей и педагогов качеством образования в
МАДОУ, который показал, что: большинство родителей положительно оценивают качество
предоставляемых образовательных услуг (95%), просветительских услуг (96%); о высоком
качестве физкультурно-оздоровительных услуг высказались 90% опрошенных; о достаточно
12

высоком качестве образовательного процесса в МАДОУ говорят 98% родителей; 75%
сотрудников учреждения готовы внедрять инновационные технологии работы с детьми.
Дополнительные образовательные услуги оказываются в социально-гуманитарном
направлении: кружок «Учим английский, играя!»; в художественном направлении:
хореографическая студия «Веселый каблучок», вокальный кружок «Наследники России»; в
техническом направлении: кружок «Мастерилка».
Проблема:
посредством
систематического
наблюдения
педагогическими
работниками за поведением воспитанников во время пребывания их в МАДОУ, во внешней
среде, анализа информации, поступающей из СМИ, и ввиду выявления случаев агрессивного
поведения несовершеннолетних, неуважительного отношения к старшим, можно сделать
вывод о недостаточности образовательной деятельности по развитию социального и
эмоционального интеллекта воспитанников. Необходимо сосредоточить внимание
администрации и педагогического коллектива на следующем:
– систематически повышать профессиональный уровень сотрудников в соответствии с
новыми тенденциями развития современного образования психологической направленности
в рамках инновационной деятельности;
– расширять аспекты содержания и организации образовательной деятельности для
соответствия запросам современного общества, испытывающего эмоциональный дефицит;
– необходимо пополнять материально-технические ресурсы, использовать современные
образовательные технологии, создавать условия для развития интеллектуальных и
конструктивных способностей детей, формировать убеждения о необходимости сохранения
и укрепления своего психического и физического здоровья;
Также, в связи с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–
2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
требуется внедрение в образовательную деятельность Рабочей программы воспитания как
компонента основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ,
предусматривающей работу по воспитанию, формированию и развитию личности
обучающихся в дошкольных образовательных организациях, преемственность по
отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования:
Методические, материально-технические, финансовые условия МАДОУ
Материально-техническая база МАДОУ обеспечивает достаточный уровень
интеллектуального, физического и эмоционально-личностного развития ребенка.
Прогулочные участки групп организованы в соответствии с санитарными требованиями.
Спортивная площадка оборудована спортивными сооружениями, имеют игровую зону для
проведения массовых мероприятий воспитанников.
Здание оборудовано специализированными помещениями: 6 групповых комнат, 1
совмещенный спортивно-музыкальный зал, оснащенный музыкальными инструментами,
аудио и видео аппаратурой, а также детскими музыкальными инструментами; кабинет
учителя-логопеда; малый зал для проведения дополнительных занятий по организации ПОУ;
методический кабинет – оснащен достаточным количеством методической и
художественной литературы, создана электронная библиотека с рекомендациями и опытом
для педагогов по всем направлениям реализации задач образовательной программы и
взаимодействию с родителями, инструментарий для проведения мониторинга развития
воспитанников, база передового педагогического опыта.
Здание МАДОУ оснащено техническими помещениями в соответствии с санитарногигиеническими требованиями: прачечной, медицинским кабинетом, пищеблоком.
МАДОУ в достаточной степени обеспечен учебно-наглядными пособиями, спортивным
инвентарем, детской художественной литературой.
13

Наличие компьютерной, множительной техники: 4 персональных компьютера,
5 ноутбуков, 6 мультимедийных проектора, 1 копировальный аппарат, 1 брошюратор.
Количество и качество дидактических, методических материалов, наличие технических
средств обучения дошкольного учреждения обеспечивают одно из условий реализации
основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ.
В всех возрастных группах имеется телевизор с USB, что расширяет технические и
информационные возможности педагогов в организации современного образовательного
процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда в МАДОУ выступает условием
творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления.
По завершении реализации Программы развития с 2017 по 2022 гг. можно сделать
вывод о том, что все базисные компоненты развивающей предметной среды детского сада
включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического,
познавательного и социального развития детей.
Особенностью развивающей среды детского сада можно считать информационность,
эстетичность. Однако, учитывая требования ФГОС ДО к условиям реализации программы
дошкольного образования возникает необходимость обновления и пополнения предметно –
пространственной развивающей среды и материально-технической базы.
Проблема: здание МАДОУ эксплуатируется уже более 40 лет, в связи с требованиями
действующего законодательства, касающегося норм потребления энергетических ресурсов,
необходимо повышение эффективности потребления учреждением энергетических ресурсов
(электроэнергии и отопления) путем реализации мероприятий энергосбережения
специализированными организациями, оснащение уличных игровых площадок групп
требует частичной замены, также требуется ремонт группы раннего возраста и в помещениях
персонала.
3. Концепция развития МАДОУ – детский сад №73
Дошкольный возраст в жизни ребёнка отличается от других этапов развития тем, что в
эти годы закладываются основы общего развития личности, формируются психические и
личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей
действительности (природе, продуктам деятельности человека, к самому себе), формируются
средства и способы познания мира, культура чувств. Важной задачей является усиление
воспитательного
потенциала
дошкольного
учреждения,
обеспечение
индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого
воспитанника. Создание условий, отбор форм и средств для максимальной реализации
развития качеств и возможностей ребёнка, что является актуальной задачей современной
педагогики и психологии.
Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного
обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Актуальность программы
развития МАДОУ обусловлена изменениями государственной политики в области
образования.
3.1.

Основные принципы концепции

Руководствуясь ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией
дошкольного воспитания, Конвенцией о правах детей, стратегией развития дошкольного
образования, деятельность детского сада основывается на следующих принципах
гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка:
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов; ·
- обеспечение заинтересованности педагогов в результатах своего труда;
- радикальное изменение организации развивающей предметно-пространственной
среды, жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной
14

деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями, склонностями, социального
заказа родителей;
- изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение
интеграции различных видов деятельности.
Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей, родителей в
воспитании и образовании детей.
Дифференциация и интеграция предусматривающей целостность и единство всех
систем образовательной деятельности и решение следующих задач: психологическое и
физическое здоровье ребёнка; формирование начал личности.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих
технологий образования и развития детей.
Принцип вариативности модели познавательной деятельности, предполагает
разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической
поддержки каждого ребенка.
Принцип общего психологического пространства, через совместные игры, труд,
беседы, наблюдения. В этом случае процесс познания протекает как сотрудничество.
Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную
деятельность под руководством взрослого.
Участниками реализации Программы развития МАДОУ являются воспитанники в
возрасте от 2 до 7 лет, педагоги, родители, представители разных образовательных и
социальных структур.
3.2. Основные положения концепции развития МАДОУ
Программа развития МАДОУ направлена на сохранение позитивных достижений
детского сада, внедрение современных образовательных технологий, в том числе развитие
цифровой образовательной среды, обеспечение индивидуализации обучения, позволяет
ребёнку успешно адаптироваться и удачно реализовать себя в социуме, развитие его
социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада в рамках
проектов инновационных площадок.
Концептуальными направлениями развития деятельности МАДОУ служат:
- повышение конкурентоспособности через расширение спектра качественных
дополнительных образовательных услуг в рамках работы инновационных площадок
- развитие навыков ранней профессиональной ориентации воспитанников через
реализацию проекта «STEM-skills»;
- создание условий для развития детей раннего дошкольного возраста с помощью
проекта «Ступеньки раннего развития ребенка», реализация программы психологопедагогической, методической и консультативной помощи родителям, модернизация РППС
группы.
- создание современной, безопасной, цифровой образовательной среды,
обеспечивающей высокое качество и доступность дошкольного образования через проект
«Цифровая образовательная среда».
Инновационный характер преобразования означает аналитико - исследовательский подход
к достигнутым результатам в деятельности МАДОУ, соответствие потребностям
современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка.
Основными целевыми установками МАДОУ должны стать:
- профессиональный рост педагогических кадров,
- реализация отношений сотрудничества всех участников образовательных
отношений и социальных партнеров;
- совершенствование предметно-развивающей среды МАДОУ с учетом ее
целостности и взаимодействия содержательных элементов, особенностей личности
воспитанника для более полного ее раскрытия;
- совершенствование методического обеспечения образовательной деятельности
15

МАДОУ.
Перечисленные целевые установки предполагают наличие системы устойчивого
финансового обеспечения образовательной деятельности МАДОУ. Изменение в процессе
управления МАДОУ – переход к управлению по результатам.
Реализация Программы обеспечит повышение качества образования, в результате
выполнения ожидается:
- повышение качества предоставляемых образовательных услуг в МАДОУ;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров;
- повышение качества управления МАДОУ;
- повышение качества предоставляемых методических услуг;
- повышение уровня взаимодействия с социально-педагогической средой.
4. Стратегия развития МАДОУ - детского сада №73
4.1. Механизм реализации Программы развития
Механизмы реализации Программы определены проектами, обеспечивающими
участие в реализации Программы развития коллектива МАДОУ, родителей (законных
представителей), воспитанников и социума.
1. Проект
1. Создание единого образовательного пространства:
«Преемственность:
организация совместных мероприятий, экскурсий, мастердетский сад –
классов с участием воспитанников детского сада и учеников
школа»
начальной школы. В частности, развитие партнерских отношений с
МАОУ Лицей № 3.
2. Адаптация программ и методик: согласование образовательных
программ, использование схожих методов обучения и развитие
универсальных учебных действий (УУД).
3. Психологическая поддержка: проведение консультаций для
родителей, организация встреч с будущими учителями.
2.Проект
1. Доля педагогов, включенных в работу в инновационных
«Кадровый
площадках, во взаимодействие с педагогической общественностью
потенциал»
не менее 70 %
.2. Участие не менее 70 % педагогов в конкурсах
профессионального мастерства.
3. Представление педагогического опыта на разных уровнях:
проведение конференций, круглых столов, семинаров и др.
мероприятий совместно с социальными партнерами для обмена
опытом
между
педагогическими
работниками
в
рамках
инновационных
площадок.
Участие
всех
педагогов
в
профессиональных сообществах по видам деятельности.
4. Рост числа педагогов, аттестованных на высшую
квалификационную категорию, до 60%.
5. Профессиональный рост уровня педагогических кадров: доля
педагогических работников, повысивших свой профессиональный
уровень, владеющих современными образовательными технологиями
и методиками и эффективно применяющих их в практической
профессиональной деятельности составляет 100 %. Педагоги прошли
повышение
квалификации
по
различным
направлениям
инновационной деятельности.
6. Ускорение процесса профессионального становления молодых
педагогов, развития их способностей самостоятельно и качественно
выполнять возложенные обязанности, успешной адаптации к
корпоративной культуре.
16

3. Проект «STEMskills»

1. Реализация на базе МАДОУ цели и задач инновационной
площадки по программе «STEM – детей дошкольного возраста».
2. Разработка проекта положения и регламента конкурса «STEMskills».
3. Совместно с ФИСО поиск новых подходов, содержания, форм и
решений ранней профориентации, отбор и подготовка экспертов по
выбранным специальностям/компетенциям.
4. Утверждение на уровне ФИСО примерного положения и
регламента.
5. Внедрение новых форм информационно-коммуникационного
взаимодействия участников образовательного процесса.
6. Применение игровых педагогических технологий в
образовательной практике ранней профессиональной ориентации
воспитанников.

4. Проект
«Ступеньки
раннего развития
ребенка»

1. Ремонт и реконструкция помещений группы раннего возраста.
2. Модернизация предметно-развивающей среды группы раннего
возраста: оборудование зоны сенсорного развития, тематических
уголков развивающими пособиями, сюжетными игрушками, играми в
соответствии с работой инновационной площадки по программе
«STEM – образование детей дошкольного возраста».
3. Введение в повседневную практику инновационных
здоровьесберегающих технологий и оздоравливаюших методик для
коррекции и укрепления здоровья детей раннего возраста.
4.Включение педагогов в разработку системы мероприятий по
развитию культуры здоровья педагогов, формированию здорового
образа жизни у воспитанников МАДОУ.
1. Развитие компьютерной грамотности в рамках дополнительного
образования дошкольников, в частности, преподавание начального
программирования с помощью электронных конструкторов «Знаток»
2. Улучшение материально-технической базы для проведения
занятий
по
робототехнике,
легоконструированию
и
программированию (приобретение ноутбуков).
3. Повышение компетентности педагогических кадров в области
применения информационных и телекоммуникационных технологий
(прохождение курсов повышения квалификации: «Проектирование и
разработка интерактивных упражнений для электронных курсов
дистанционного обучения», «Реализация вариативных форм
организации
образовательной
деятельности
в дошкольных
образовательных организациях с использованием электронного
обучения и дистанционных»).
4.Разработка проекта «ТехноУм: логические игры и цифровые
открытия», направленного на формирования у детей интереса к
техническим профессиям увеличение числа детей, вовлеченных в
дополнительные образовательные программы, связанные с наукой и
техникой.

5.Проект
«Цифровая
образовательная
среда»

В процессе реализации Программы развития МАДОУ проводит мониторинг,
систематизацию данных о проведенных мероприятиях и осуществляет подведение итогов по
всем этапам реализации программы.

17

5. Показатели эффективности Программы развития
Задача
Повышение уровня
профессиональной
компетентности и
мотивации
педагогических
работников к
внедрению
современных
технологий и
инновационной
деятельности

Организация единого
цифрового
образовательного
пространства
МАДОУ, комфортной
и безопасной РППС

Результативн
Наименование показателя
ость
реализации
Педагоги, включенные в работу выполнено
в инновационных площадках,
во
взаимодействие
с
педагогической
общественностью
Педагоги
и
родители выполнено
воспитанников, вовлеченные в
реализацию проекта «STEMskills»
Педагоги,
прошедшие выполнено
повышение квалификации по
современным программам, в
том
числе
в
области
применения
цифровых
технологий, участвующие в
конкурсах профессионального
мастерства
Повышение квалификации в выполнено
области
применения
информационных
и
телекоммуникационных
технологий
(прохождение
курсов
повышения
квалификации
Обеспечение
единого выполнено
образовательного пространства
в
МАДОУ
и
сетевого
взаимодействия
между
образовательными
организациями – участниками
проекта.

Ответственный
заместитель
заведующе

Заведующий,
заместитель
заведующе
заместитель
заведующе

Заведующий,
заместитель
заведующе

Заведующий,
заместитель
заведующе

Ремонт,
реконструкция
и выполнено
модернизация
помещений,
мебели и оборудования группы
раннего возраста.
Родители
воспитанников, выполнено
принимающие
участие
в
образовательной деятельности
МАДОУ
в
рамках
инновационных проектов.

Заведующий,
заместитель
заведующе

получающие выполнено
спектр

Заведующий,
заместитель

Совершенствование
содержания и форм
взаимодействия
МАДОУ и семьи с
учётом
индивидуальных
особенностей и
потребностей
родителей
воспитанников.
Повышение
Воспитанники,
конкурентоспособност расширенный

Заведующий,
заместитель
заведующего

18

и через расширение
спектра качественных
дополнительных
образовательных
услуг в рамках работы
инновационных
площадок.

дополнительных
образовательных услуг
Родители
(законные выполнено
представители),
удовлетворенные набором и
качеством
дополнительных
образовательных
услуг,
предоставляемых в МАДОУ

заведующего
Заведующий,
заместитель
заведующего

6.План финансирования мероприятий программы развития
№
п/п

Цель

Источник
финансиро
вания

Сроки и затраты на реализацию
задач, (тыс.руб.)

Ответственны
й

2023 2024 2025 2026 2027

1. Проект: «Преемственность: детский сад – школа»
1.1

1.2

Создание единого
образовательного
пространства
(развитие сети
общих кружков
дополнительного
образования)
Согласование
образовательных
программ и методик
обучения

внебюджет

10

10

10

10

10

Заведующий,
заместитель
заведующего

-

0

0

0

0

0

Заведующий,
заместитель
заведующего

20

Заведующий,
заместитель
заведующего

1

Заведующий,
заместитель
заведующего

2. Проект «Кадровый потенциал
внебюджет
20
20
20
20

2.1

Профессиональный
рост уровня
педагогических
кадров (КПК)

2.2

Представление
внебюджет
педагогического
опыта на разных
уровнях: проведение
конференций,
круглых столов,
семинаров и др.
мероприятий
совместно с
социальными
партнерами для
обмена опытом
между
педагогическими
работниками в
рамках
инновационных
площадок. Участие
всех педагогов в

1

1

1

1

19

профессиональных
сообществах по
видам деятельности.

2.3

3.1

3.2

Публикации, печать
статей в сборниках

внебюджет

1

1

1

1

1

3.Проект «STEM-skills»
Разработка проекта внебюджет
15
15
15
15 15
положения
и
регламента конкурса
«STEM-skills».
Утверждение
на
уровне
ФИСО
примерного
положения
и
регламента.
Внедрение
новых внебюджет
5
5
5
5
5
форм
информационнокоммуникационного
взаимодействия
участников
образовательного
процесса.
4.Проект «Ступеньки раннего развития ребенка»

Заведующий,
заместитель
заведующего

заместитель
заведующего

4.1

Ремонт
и внебюджет
реконструкция
помещений группы
раннего возраста.

200

200

200

200

200

Заведующий
хозяйством

4.2

Модернизация
внебюджет
предметноразвивающей среды
группы
раннего
возраста:
оборудование зоны
сенсорного развития,
тематических
уголков
развивающими
пособиями,
сюжетными
игрушками, играми в
соответствии
с
работой
инновационной
площадки
по
программе «STEM –
образование
детей

50

50

50

50

50

Заведующий
хозяйством

20

дошкольного
возраста».
5.Проект «Цифровая образовательная среда»
5.1

5.2

5.3

Улучшение
внебюджет
материальнотехнической базы
для проведения
занятий по
робототехнике,
легоконструировани
юи
программированию
Повышение
внебюджет
компетентности
педагогических
кадров в области
применения
информационных и
телекоммуникацион
ных технологий
путем прохождения
курсов повышения
квалификации
Приобретение
внебюджет
комплекта
развивающих игр
Академии Наураша
для использования в
образовательном
процесе ДОО в
рамках проекта
«ТехноУм:
логические игры и
цифровые открытия»

100

200

300

300

300

Заведующий,
заместитель
заведующего

15

15

15

15

15

Заведующий,
заместитель
заведующего

0

100

250

250

250

Заведующий,
заместитель
заведующего

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».