01.01.2017
- Как сформировать правильную осанку.
- Для здоровья малыша-дошкольника очень важно формирование правильной осанки и стоп.
- Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека.
- Осанка ребенка является одной из характеристик его физического развития, которое принято оценивать по таким показателям, как линейные размеры, объем и соотношение длины и массы тела.
- Формирование осанки зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. К внутренним факторам относятся наследственность, тип конституции, состояние скелета, связок, мышц, уровень развития физических качеств, темпы роста. К внешним – характер питания, физическое воспитание, условия, в которых растет и развивается ребенок, заболевания, которые он перенес.
- В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка особенно легко поддается различным воздействиям внешней среды, поэтому так важно обращать внимание на формирование правильной осанки именно в этот период.
- Большое значение имеет образование условных рефлексов, обеспечивающих правильное положение головы, туловища и конечностей во время сидения стояния и ходьбы. При этом главную роль играет не столько сила мышц, сколько согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп, сбалансированная работа мышц.
- Основную роль в защите позвоночника от повреждений и сохранения физиологических изгибов имеет так называемый мышечный корсет грудная клетка и брюшной пресс.
- Нарушения осанки
- Бывают двух основных типов: искривление позвоночника во фронтальной плоскости(вправо или влево) и изменение физиологически изгибов в сагиттальной (переднезадней)плоскости.
- Нарушение осанки во фронтальной плоскости не подразделяется на отдельные виды. При таком типе нарушений происходит отклонение позвоночной оси, дугой направленной вправо или влево, иными словами, симметрии между правой и левой половинами туловища нет.
- Нарушение осанки в сагиттальной плоскости, при которых изменяются правильные соотношения физиологических изгибов позвоночника, бывают следующих видов:
- - сутулая спина;
- - круглая спина;
- - кругловогнутая спина;
- - плоская спина;
- - плосковогнутая спина.
-
Сутулая спина – увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети грудного отдела позвоночника при одновременном сглаживании поясничного лордоза.
- Круглая спина – увеличен грудной кифоз на протяжении всего грудного отдела позвоночника, плечи сведены, сглажен поясничный лордоз.
- Кругловогнутая спина – увеличены все физиологические изгибы позвоночника, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, растянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер, увеличен угол наклона таза.
- Плоская спина – сглажены все физиологические изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, спина ребенка производит впечатление доски.
-
Плосковогнутая спина – грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен, мышцы живота ослаблены, увеличен угол наклона таза.
- Воспитание навыка правильной осанки
- Чтобы избежать проблем, связанных с неправильной осанкой ребенка, важно знать, что правильная осанка – такой же двигательный рефлекс, приобретаемый ребенком в процессе его развития, как, например, условный рефлекс еды вилкой и ножом, как почерк и пр., поэтому нужно рассказать малышу о правильной осанке и его возможных ошибках в этом отношении.
- Воспитать у малыша с детства навык правильной осанки помогут следующие упражнения, которые можно проводить с ребенком дома.
- Работа у зеркала
- Ребенок перед зеркалом принимает правильную осанку, то есть держит голову прямо, разворачивает и опускает плечи, подтягивает живот и выпрямляет ноги.
- Когда плечи развернуты и опущены, спина принимает правильное положение.
- Выполнять задание перед зеркалом важно в прямой и боковой проекциях. Ребенок должен понять, что для принятия правильной осанки необходимы определенные усилия и движения: надо поднять голову, развернуть плечи, выпрямить позвоночник, сблизить лопатки, подтянуть живот, напрячь ягодицы.
- Упражнения у стены
- Несколько раз в день по 2-3 минуты.
- Прикасаясь к стене всем телом, ребенок развивает чувство правильной осанки, т.к. положение частей тела в пространстве познается благодаря кинестетической чувствительности, иными словами, ребенок чувствует правильное положение и запоминает его. Стена, у которой выполняется упражнение, должна быть без плинтуса. Ребенок становится спиной к стене, прикасаясь пятками, икроножными мышцами, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Нередко дети, выполняя задание, сильно прогибают поясницу. Чтобы избежать этого, используйте простой прием: когда ребенок прижмет туловище к стене, попросите его провести рукой в области поясничного прогиба – если проходит только ладонь, положение правильное; если же проходит кулак, то прогиб слишком большой. Для его сокращения нужно напрячь ягодичные мышцы и мышцы передней брюшной стенки.
- Выровнявшись у стены, можно сделать шаг вперед, не нарушая принятой осанки, выполнить у стены полуприсед, скользя по ней спиной; выполнить движения руками, скользя по стене снизу вверх и наоборот и т.д.
- Предмет на голове
- Несколько раз в день по 5-7 минут.
- Положив на голову ребенка мешочек с песком, подушечку с опилками, коробочку или другой небольшой предмет, нужно попросить его выполнить несколько заданий в ходьбе, ползании, приседании, лазании. Важно, конечно, чтобы предмет не упал с головы ребенка.
- Упражнения в балансировке
- Ежедневно, по 3-5 минут.
- Чтобы воспитать правильную осанку, нужно развивать координацию движений, и в частности равновесие и балансировку. При этом полезны упражнения в ходьбе по скамейке на различной высоте, по узкой рейке, балансирование на одной ноге с выполнением различных заданий.
- Упражнения-команды
- Ежедневно, по 2 минуты.
- Попросите ребенка принять правильное положение различных частей тела. Например, развернуть и опустить плечи, подтянуть живот, выпрямить ноги
Дата создания: 29.05.2019
Дата обновления: 29.05.2019
Дата публикации: 01.01.2017