13.07.2020
Самое сложное для современных детей, особенно с речевыми
нарушениями, обусловленными слабостью нервной системы, - развитие навыков
самоконтроля. Многие знают правила, но не могут их соблюдать. Игра учит
соблюдению правил, терпению, выдержке, умению проигрывать и радоваться за
выигравшего. Развитие способности к целенаправленной деятельности начинается в
первый год жизни ребенка, но полностью формируется лишь после 20 лет.
Достаточно времени для практики! И эта практика может быть увлекательной,
существует множество игр, обучающих ребенка самоконтролю.
Став учащимися, дети с хорошим самоконтролем
могут успешнее сосредотачиваться на заданиях и выполнять их, направлять
внимание на учебу, игнорируя отвлекающие факторы, усваивать новый материал.
Современные
игры – это и отличное средство мотивации детей. В семьях зачастую отдают
предпочтение различным гаджетам, и общение в ходе игры у многих детей вызывает
бурные положительные эмоции, дети хотят играть, им это действительно интересно. А мы – педагоги – можем всегда
направить игру в необходимое русло, что приведет к реализации поставленных
образовательных целей.
Вот
некоторые игры, которые я использую в своей практике для развития навыков самоконтроля
и развития высших психических функций, являющихся психологической базой речи
(внимание, память, восприятие, мышление)
1 группа: Игра «Доббль» (аналог – «Дуббль») (развитие
внимания);
2 группа: Развивающая игра
«Поймай крота!» (зрительное восприятие)
3 группа: Игра «RingLDing» («Тянучки на ручки»)
(мелкая моторика)
4 группа: «Стульчики – балансиры»
(пространственное мышление)
5 группа: «Тик – так – бум»
(словарный запас)
6 группа: Халли – гали (Хозяин фермы) (реакция)
Самоконтроль
1.
Игра «Доббль» (аналог – «Дуббль»).
Основные правила
игры развивают внимание, влияя на все его характеристики: произвольность,
объём, концентрация, распределение, устойчивость, переключение. Настольная игра Доббль развивает реакцию, как
двигательно-моторную, так и, при определённых правилах, речевую. При строгом
соблюдении правил поведения во время игры тренируются такие качества как
стрессоустойчивость и самоконтроль.
2. Развивающая игра «Скоростные колпачки»
Развивает моторику, способствует развитию зрительно – моторной координации
движений, концентрации внимания и зрительного восприятия. Цель игры – собрать
колпачки как можно быстрее и в порядке, указанном на карточках с заданиями, и
нажать на звоночек. |
|
|
3.
Игра «RingLDing» («Тянучки на ручки») ·
быстроту реакции ·
внимательность ·
зрительное восприятие ·
для самых маленьких счет и цвет |
|
|
Задача
игроков — собрать как можно больше карточек. А сделать помогут резиночки,
одеваемые на пальцы в соответствии с изображением на карточке.
4.
«Стульчики – балансиры» · Развивает
пространственное мышление, · логику,
· стратегические
способности ребенка |
|
5. Тик – так - бум. Игра для неограниченного
числа детей.
Развивает кругозор, активный словарный запас,
быстроту реакции, моторику (бомбочку надо еще поймать)
6. «Кошки – мышки». Развивает внимание, скорость реакции глазомер.
Одним из
существенных отличий в познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных»
учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию
своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании
правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном
выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить
ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие
способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте
и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с
правилами».
.