Дидактическая игра, как средство развития самоконтроля у детей дошкольного возраста

07.12.2023

Дидактическая игра , как средство самоконтроля

 у детей дошкольного возраста.

        

         Дидактическая игры очень важны для развития дошкольников и обучения их различным навыкам. В процессе игры дети не только учатся, но и осуществляют самоконтроль, что помогает им в формировании самостоятельности и уверенности в собственных силах. Дидактические игры помогают дошкольникам контролировать свой успех, оценивать свои достижения и вносить поправки, если что-то идет не так.

         В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу. Дошкольники недостаточно владеют действиями по обнаружению ошибок, и им очень трудно осознавать сам факт соотношения выполняемых действий с образцом. Обычно они хорошо понимают требования взрослого, но не могут соотносить с ними свою деятельность. Чаще всего дети прибегают к самопроверке, когда этого требует воспитатель. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.

         На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.

         Игры, направленные на развитие самоконтроля, могут включать в себя задания на сопоставление, сортировку, классификацию, а также игры на внимание и концентрацию. Например, игры где ребенок должен найти отличия между двумя картинками или найти одинаковые предметы, помогает развивать наблюдательность и самоконтроль. Также задания на сопоставление и классификацию помогают развивать логическое мышление и умение сравнивать предметы.

         Педагоги могут использовать дидактические игры, чтобы помочь детям научиться не только делать выводы из своих ошибок, но и понять, как они могут улучшить свои результаты. Это важный элемент в обучении малышей, так как он способствует их личностному развитию и формированию важных навыков, которые им пригодятся в будущем.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

• дидактическая задача;

• игровые действия;Хочу такой сайт

• правила игры;

• результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» 

         Методика проведения дидактических игр состоит из объявления игрового

названия, сообщения о расположении ее участников в пространстве, объяснения

порядка использования игрового материала, объяснения игровых заданий, показа способов выполнения действий, подведения итога и объявления победителя.        

         Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра является эффективным средством развития самоконтроля у дошкольников, поскольку позволяет развивать навыки поведения в соответствии с правилами; формировать умения планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации; организовать педагогический процесс развития самоконтроля поэтапно, от простого к сложному.

 
Средняя группа .pdf (скачать) (посмотреть)
Группа раннего возраста.pdf (скачать) (посмотреть)
Младшая группа .pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».