Дидактическая игра, как средство развития самоконтроля у детей дошкольного возраста
07.12.2023
Дидактическая игра , как средство
самоконтроля
у детей дошкольного возраста.
Дидактическая
игры очень важны для развития дошкольников и обучения их различным навыкам. В
процессе игры дети не только учатся, но и осуществляют самоконтроль, что помогает
им в формировании самостоятельности и уверенности в собственных силах.
Дидактические игры помогают дошкольникам контролировать свой успех, оценивать
свои достижения и вносить поправки, если что-то идет не так.
В
дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает
саморегуляция собственной деятельности. Самоконтроль формируется в связи с
осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с
необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и
исправлять ошибки. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии.
К ним относятся освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять
и корректировать свою работу. Дошкольники недостаточно владеют действиями по
обнаружению ошибок, и им очень трудно осознавать сам факт соотношения
выполняемых действий с образцом. Обычно они хорошо понимают требования
взрослого, но не могут соотносить с ними свою деятельность. Чаще всего дети
прибегают к самопроверке, когда этого требует воспитатель. Потребность в
самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него
возникает сомнение в правильности выполняемой работы.
На протяжении всего дошкольного
возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.
Игры,
направленные на развитие самоконтроля, могут включать в себя задания на
сопоставление, сортировку, классификацию, а также игры на внимание и
концентрацию. Например, игры где ребенок должен найти отличия между двумя
картинками или найти одинаковые предметы, помогает развивать наблюдательность и
самоконтроль. Также задания на сопоставление и классификацию помогают развивать
логическое мышление и умение сравнивать предметы.
Педагоги
могут использовать дидактические игры, чтобы помочь детям научиться не только
делать выводы из своих ошибок, но и понять, как они могут улучшить свои
результаты. Это важный элемент в обучении малышей, так как он способствует их
личностному развитию и формированию важных навыков, которые им пригодятся в
будущем.
Дидактическая
игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и
игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие
дидактической игры:
•
дидактическая задача;
• правила
игры;
• результат.
Дидактическая
задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она
формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в
ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих
учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются
навыки счета.
Игровая задача
осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется
через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей
самого ребенка.
Игровые
действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для
детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Это
искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Методика
проведения дидактических игр состоит из объявления игрового
названия, сообщения о расположении ее участников в
пространстве, объяснения
порядка использования игрового материала, объяснения
игровых заданий, показа способов выполнения действий, подведения итога и объявления
победителя.
Таким
образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра является эффективным
средством развития самоконтроля у дошкольников, поскольку позволяет развивать
навыки поведения в соответствии с правилами; формировать умения планировать,
оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации; организовать
педагогический процесс развития самоконтроля поэтапно, от простого к сложному.