Адаптированная образовательная программа МАДОУ 73

Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73
620144, г. Екатеринбург, ул.Уктусская, д.31-А, т.(343) 257-74-00
e-mail: mbdou73@yandex.ru

ПРИНЯТО:
Решением Педагогического совета
МАДОУ – детский сад №73
Протокол № 1 от «29» августа 2023г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ–детский сад №73
_____________________О.А.Саушкина
Приказ №18-ОД от «31» августа 2023г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся с ТНР

Екатеринбург 2023

Содержание
I.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы

5

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

6

1.1.3.

Значимые характеристики для реализации Программы

7

1.2.

Планируемые результаты освоения программы

9

1.3.
II.

Система мониторинга коррекции речевых нарушений
Содержательный раздел

10

2.1.

Описание образовательной деятельности

14

2.2.

15

III.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
Комплексно-тематическое планирование в старшей логопедической
группе
Организация взаимодействия субъектов коррекционно-развивающего
процесса
Организационный раздел

3.1.

Описание материально-технического обеспечения Программы

25

3.2.

Описание обеспечения методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

31

Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
Ежедневная организация жизни и деятельности детей в группе
компенсирующий направленности с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей воспитанников
Презентация программы

33

2.3.
2.4.

3.3.
3.4.
3.5.

IV.

17
22

32

34

37

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная

программа дошкольного образования (далее –

Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №73 (далее – МАДОУ - детский сад № 73) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (ФГОС ДО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013г. №1155) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования для обучающихся с ТНР и «Комплексной образовательной программой
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи»

(Нищева Н.В.

Издательство «Детство-Пресс, 2021 год).
В дошкольной организации функционируют 2 (две) группы компенсирующей
направленности:
старшая группа для детей с общим недоразвитием речи (дети от 5 до 6 лет)
подготовительная к школе группа для детей с общим недоразвитием речи (дети от 6
до 7 лет)
Комплектование групп осуществляется на основе заключения психолого-медикопедагогической комиссии. 100% воспитанников имеют тяжелые нарушения речи (общее
недоразвитие речи – 30 детей).
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья
детей дошкольного возраста («Закон об образовании в РФ» № 273-ФЗ, ст.64)
Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижений детьми дошкольного
возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального
подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста
видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не
сопровождается

проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации

обучающихся.
3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель адаптированной образовательной программы — создание благоприятных
условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование
основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств

в

соответствии

обеспечивающих

с

возрастными

коррекцию

нарушений

и

индивидуальными

развития

и

особенностями,

социальную

адаптацию

воспитанников, их подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:
игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,
музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Образовательной программы первостепенное значение имеют:


забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка;



создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам,

что

любознательными,

позволяет

инициативными,

растить

их

стремящимися

общительными,
к

добрыми,

самостоятельности

и

творчеству;


максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного
процесса;



творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;



вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;



уважительное отношение к результатам детского творчества;



единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения и семьи;



соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,
исключающей умственные и физические перегрузки в содержании;



образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления
предметного обучения.

4

Основным направлением деятельности коллектива дошкольной образовательной
организации является:
1. Создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации
права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования
2. Коррекция

речевых

нарушений

в

ходе

комплексного

психолого-медико-

педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Образовательная

программа

определяет

специфику

организации

учебно-

воспитательного процесса (содержание, формы) с учетом ФГОС ДО, потребностей
воспитанников, их родителей, общественности и социума.
1.1.1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
Обеспечение права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании
детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи: общее
недоразвитие речи, заикание), реализуется в процессе образовательной деятельности.
Цель: создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и
всестороннего гармоничного развития детей с ОНР посредством создания комплекса
коррекционно-развивающей работы в логопедических группах с учетом особенностей
психофизического развития детей данного контингента.
Задачи:
1. охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
2. обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественноэстетического и физического развития воспитанников;
3. воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье;
4. осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом

развитии

воспитанников:

комплексное

психолого-медико-

педагогическое сопровождение ребенка с тяжелыми нарушениями речи (общее
недоразвитие речи, заикание);
5. взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития
детей;
5

6. оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении стоится на
основе принципов:
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной
системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Системность
и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе
повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает
поступательное развитие речи и неречевых процессов.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач,
трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип комплексности предполагает, что устранение речевых нарушений должно
носить медико-психолого-педагогический характер, т. е. опираться на взаимосвязь всех
специалистов

ДОУ.

Программа

предусматривает

полное

взаимодействие

и

преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей
дошкольников.
Совместная

работа

учителя-логопеда

и

воспитателя

является

залогом

успеха

коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы
динамики общего и речевого развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные
речевые умения, создает условия для активизации речевых навыков.
Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их
реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются
подбором

коррекционно-развивающих

пособий

в

соответствии

с

санитарно-

гигиеническими и возрастными нормами. Языковые средства, используемые на занятиях,
отбираются с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных возможностей
детей, в рамках зоны ближайшего развития ребенка. Таким образом, активизируются
интеллектуальное и личностное развитие дошкольника.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой
подбор речевого материала, когда между составными частями его существует логическая
связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного
содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное
изучение материала служит также средством установления более тесных связей между
6

специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях логопеда,
воспитателя, музыкального руководителя дети прочно усваивают речевой материал и
активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы
способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, мышления.
1.1.3. Значимые характеристики для реализации Программы
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы
является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все
коррекционно-развивающие

индивидуальные,

подгрупповые,

групповые,

интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер,
насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в
коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и
речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого
ребенка и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога,
музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по
лечебной физкультуре, воспитателей и родителей дошкольников. В Программе
взаимодействие специалистов и родителей отражено в блоках «Интеграция усилий
учителя-логопеда и воспитателей», «Интегрированные занятия в системе работы в
логопедической группе», «Взаимодействие с семьями воспитанников», а также в
совместной работе всех участников образовательного процесса во всех пяти
образовательных областях.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учительлогопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную
деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют
воспитатели, учитель-логопед. Воспитатели работают над развитием любознательности
и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед
подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные
методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей
каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
7

Основными специалистами в областях «Речевое развитие» и

«Социально-

коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии,
что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.
В

образовательной

области

«Художественно-эстетическое

развитие»

принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед,
берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.
Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют
инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех
остальных педагогов и родителей дошкольников.
Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей
между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей
дошкольников.
В

логопедической

группе

коррекционное

направление

работы

является

приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического
развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки,
сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители
дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционноразвивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним
процессов.
Воспитатели,
воспитанию

музыкальный

осуществляют

все

руководитель,
мероприятия,

инструктор

по

физическому

предусмотренные

Программой,

занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым,
художественно-эстетическим развитием детей.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
На этапе завершения дошкольного образования планируется достижение следующих
результатов освоения программы:
Ребенок может:


соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным

назначением;


узнавать по словесному описанию знакомые предметы;



сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым

признакам;
8



понимать простые грамматические категории: единственного и множественного

числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов,
именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых
предлогов;


фонетически правильно оформлять согласные звуки (И, [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х],

[г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);


воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру

двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;


правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания

слов, используемых в рамках предложных конструкций;


общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые

нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой»,
«Маша, дай куклу» и проч.).


В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание

обращенной речи, развивается речевая активность.
Ребенок способен:


понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;



фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;



правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной

речи;


пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными

предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;


владеть элементарными навыками пересказа;



владеть навыками диалогической речи;



владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от

глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных
и увеличительных форм существительных и проч.;


грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с

нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко;
простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;


использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических

категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);


владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв,

слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
9

1.3. Система мониторинга коррекции речевых нарушений
Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с нарушениями речи
проводится с использованием

авторских методик: Волковой Г.А., Коноваленко В.В.,

Коноваленко С.В.; Стребелевой Е.А.; Смирновой И.А., Иншаковой О.Б.
Цель мониторинга коррекции речевых нарушений : определение проблем, связанных с
развитием речи ребенка и выявление его потенциальных возможностей в ее решении.
Требования к организации диагностики:
все задания предъявляются индивидуально, в знакомой обстановке, в соответствии с
ведущим видом деятельности (игрой);
материал для исследования подбирается с учетом возрастных возможностей и личностных
качеств детей;
диагностика предусматривает использование разных методов;
должна быть направлена не на скорейшее установление окончательного заключения, а на
его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка,
степени адаптации и этапа коррекционной работы.
I этап (стартовый): ориентировочная стадия
Задачи:
ориентирование в актуальных проблемах ребенка;
формулирование гипотезы о причинах их возникновения;
определение средств дальнейшей диагностики и подходов к обеспечению адаптации и
первичной коррекции.
Методы:
изучение представленной документации ребенка;
наблюдение за деятельностью ребенка в различных ситуациях;
беседа с ребенком и родителями.
Базовая стадия:
Задачи:
- углубленная диагностика;
- определение зоны ближайшего развития;
- разработка коррекционных программ, схем сопровождения, индивидуальных
образовательных маршрутов.
Методы:
- педагогическое, психологическое исследование.
10

II этап (промежуточный)
Задачи:
- уточнение заключения;
- уточнение индивидуального образовательного маршрута;
- уточнение (корректировка) коррекционно-развивающей программы.
Методы:
- педагогическое, психологическое исследование.
III этап (итоговый)
Задачи:
- подведение итогов коррекционной работы;
- оценка степени сформированности речевых навыков;
- выработка рекомендаций.
Методы:
- педагогическое исследование.
Этапы динамического наблюдения речевого развития детей
Этапы

Сроки

Ответственный

проведения

Кому предъявляется
информация

мониторинга
Стартовый

сентябрь

Учитель-логопед

(первичный)

Старший воспитатель;
Педагоги групп;

Промежуточный

январь

Учитель-логопед

родители и законные

Итоговый

май

Учитель-логопед

представители детей
(информация
предъявляется
индивидуально)

При оценке речевого развития детей учитываются следующие параметры:
принятие и способы выполнения задания;
обучаемость и отношение к результату своей деятельности;
правильность и степень самостоятельности при выполнении предложенных заданий.
Степень сформированности знаний, умений и навыков отмечается в таблице мониторинга
условными знаками:
Обследование фонетической стороны речи включает в себя:
1.Обследование произношения звуков: по подражанию ( изолированно, в слогах, словах,
во фразе);в самостоятельной речи.
11

2.Обследование состояния просодики (голос, интонация, темп, дыхание).
звуков соответствует норме, просодическая сторона речи отклонений не имеет.
Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия включает в
себя:
Обследование состояния фонематического слуха:
Выделение на слух заданного звука из звукового, слогового ряда, ряда слов;
Различение на слух сходных звуков в парах звуков, слогов, словах-паронимах;
Воспроизведение звукового, слогового ряда, ряда слов.
Обследование уровня сформированности навыков звукового анализа:
Выделение первого ударного гласного, согласного звука в слове;
Выделение последнего согласного звука в слове;
Определение количества звуков в односложных словах;
Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры
Обследование лексико – грамматических категорий проводится по трем направлениям:
Обследование словарного запаса:
объем предметного, глагольного словаря, словаря признаков, использование в активной
речи наречий, числительных, местоимений;
объединение предметов в обобщающую группу и подбор видовых понятий,
объединенных одной лексической темой (например, назови чайную посуду);
подбор слов – антонимов, синонимов;
Обследование умения осуществлять лексико – грамматические преобразования в
упражнениях:
образование формы множественного числа существительных именительного и
родительного падежей;
образование уменьшительно – ласкательных существительных;
согласование существительных с прилагательными и числительными;
употребление в речи предлогов;
словообразование (прилагательных от существительных, глаголов от прилагательных).
Обследование особенностей лексико – грамматического оформления связного
высказывания:
составление предложений и рассказа по сюжетной картинке и серии картин;
составление предложений из слов, данных в начальной форме.

12

II. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности
В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май (включительно)
проводится в неделю 16 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 25
минут. Занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры), по 3
индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что
не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку.
Образовательная область. Направление деятельности
«Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»
(восприятие художественной литературы)
«Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская
деятельность) и «Художественно-эстетическое развитие»
(конструктивно-модельная деятельность)
«Познавательное развитие» (развитие математических представлений)
«Художественно эстетическое развитие» (рисование)
«Художественно-эстетическое развитие» (лепка/аппликация)
«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие)
«Физическое развитие» (физическая культура)

Количество
занятий в неделю
1
2

2
1
1
2
3 (1 на свежем
воздухе)
13

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом
Индивидуальные занятия с логопедом
Индивидуальное занятие с воспитателем
Лечебная физкультура

4
3
3
2

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной
деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой
деятельности, в семье.
В подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР проводится в
неделю 16 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных
занятий продолжительностью 30 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для
нуждающихся (как лечебные процедуры), по 3 индивидуальных занятия с учителемлогопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной
нагрузки, рекомендованной СаНПиНом.

Образовательная область. Направление деятельности
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
(восприятие художественной литературы)

Количество занятий
в неделю
1

«Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская
деятельность), «Художественно-эстетическое развитие» (конструктивномодельная деятельность)
«Познавательное развитие» (развитие математических представлений)
«Художественно эстетическое развитие» (рисование)
Художественно-эстетическое развитие (лепка/аппликация)
«Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие)
«Физическое развитие» (физическая культура)

2

2
1
1
2
3 (1 на свежем
воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом
Индивидуальные занятия с логопедом
Индивидуальное занятие с воспитателем
Лечебная физкультура

4
3
3
2

2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
Реализация Программы осуществляется с использованием различных методов:
• практических
14

• наглядных;
• словесных.
Выбор и использование конкретного метода определяется характером речевого
нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия,
этапом работы, возрастными, индивидуальными особенностями ребенка. На каждом этапе
логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками
обеспечивается соответствующими методами.
Вид деятельности,
Этап логопедической работы
• Подготовительный этап работы:
развитие общих речевых навыков, общей,
мелкой, артикуляционной моторики;
•

Этап постановки звука

•

Этап автоматизации и
дифференциации звука;
Работа над фонематическим слухом
и восприятием;
Работа над лексико –
грамматическим строем речи; над
связной речью.

•
•

Методы и приемы логопедической
работы
Беседа, объяснение, пояснение, указание,
команды, сигналы, словесная инструкция,
показ педагогом образца движения или
его отдельных двигательных элементов
упражнений,
Использование наглядных пособий и
тактильно – мышечной наглядности;
Наглядно – слуховые приемы (стихи,
потешки, музыка, прибаутки);
Подражательно – исполнительские
упражнения (дыхательные, голосовые,
артикуляционные, развивающие общую и
ручную моторику);
Игровые упражнения (имитация
действий и др.)
Основные наглядные методы
(наблюдение с показом картин,
артикуляции звука, упражнений,
использование пособий);
словесные методы (рассказ, пересказ,
беседа, чтение) и приемы (показ
образца, объяснение, пояснение,
педагогическая оценка);
практические методы (подражательноисполнительские, конструктивные
(конструирование букв из элементов, из
одной буквы в другую) и творческие
упражнения); игры (дидактические,
подвижные, творческие);
графическое моделирование (слоговые и
звуковые схемы слова, схема
предложения)

В процессе обучения используются различные формы организации логопедических
занятий: фронтальные, индивидуальные, подгрупповые.
Фронтальные. Основная цель – усвоение произношения ранее поставленных звуков в
усложненных фонетических позициях и активное использование их в различных формах
самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой
практики в ходе учебной, игровой, свободной деятельности.
Виды фронтальных занятий:
15

- Развитие фонетической стороны речи.
- Развитие лексико-грамматической стороны речи.
Продолжительность занятий: 30 минут, количество занятий - 5 раз в неделю.
I период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь. Проводятся 3 фронтальных занятия по
развитию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по
развитию звукопроизношения.
II период обучения: декабрь, январь, февраль. Проводятся 2 фронтальных занятия по
развитию лексико – грамматических средств языка и связной речи, 2 занятия по
формированию звукопроизношения, 1 занятие по обучению грамоте.
Индивидуальные. Основная цель – отработка с ребенком комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений
звуковой стороны речи. Осуществляется уточнение артикуляции правильно произносимых
звуков, вызывание и постановка отсутствующих звуков, коррекция искаженных звуков,
автоматизация их в речи. В необходимых случаях проводится дифференциация со
сходными по артикуляционным и акустическим признакам звуками.
Продолжительность индивидуального занятия: 15 – 20 минут, количество занятий
зависит от структуры речевого дефекта, 2 – 3 раза в неделю с каждым ребенком.
Подгрупповые. Основная цель – первоначальное закрепление поставленных логопедом
звуков в различных фонетических условиях, расширение лексического запаса и
закрепление навыков использования доступных возрасту грамматических категорий в
связной речи. Подготовка к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно
произносимых звуков.
Продолжительность занятий: 25 минут, количество занятий зависит от структуры
речевого дефекта – 2-3 раза в неделю.
2.3.Комплексно-тематическое планирование в старшей логопедической группе
Месяц,
неделя

Сентябрь
Октябрь, 1-я
неделя

Октябрь, 2-я
неделя
Октябрь, 3-я
неделя
Октябрь, 4-я
неделя

Лексическая тема

Итоговое мероприятие,
народный календарь,
праздничные
даты
детей Праздник
«День знаний»

Исследование индивидуального развития
учителем- логопедом и воспитателями.
Заполнение речевых карт учителем-логопедом.
«Осень. Признаки осени. Деревья осенью»
Интегрированное занятие
«Как лебедь остался один»
из цикла «Новые
развивающие сказки».
Народный календарь —
Сергий Капустник.
День учителя аппликация
«Огород. Овощи»
Коллективная
«Вот так урожай!»
Народный календарь —
Покров рисунков «Мои
«Сад. Фрукты»
Выставка
любимые фрукты»
(совместное с родителями
творчество).
Народный
календарь
«Лес. Грибы и лесные ягоды»
Инсценировка
сказки —
В.
Ознобицы
Сутеева
«Под грибом».
Народный календарь —
Прасковья Грязнуха

16

Ноябрь, 1-я
неделя

«Одежда»

Ноябрь, 2-я
неделя

«Обувь»

Ноябрь, 3-я
неделя

«Игрушки»

Ноябрь, 4-я
неделя
Декабрь, 1-я
неделя
Декабрь, 2-я
неделя
Декабрь, 3-я
неделя
Декабрь, 4-я
неделя
Январь,
1 -я неделя
Январь, 2-я
неделя

«Посуда»

Январь, 3-я
неделя
Январь, 4-я
неделя
Февраль, 1-я
неделя
Февраль, 2-я
неделя
Февраль, 3-я
неделя
Февраль, 4-я
неделя
Март,

«Грузовой и пассажирский транспорт»

«Зима. Зимующие птицы»
«Домашние животные зимой»
«Дикие животные зимой»
«Новый год»
У детей зимние каникулы
«Мебель»

«Профессии на транспорте»
«Детский сад. Профессии»
«Ателье. Закройщица»
«Наша армия»
«Стройка. Профессии строителей»
«Весна. Приметы весны. Мамин праздник»

2. Народный календарь
Тимофей
Весновей.
гражданской
3.
День Защитника

1-я неделя
Март,
2-я неделя
Март,
3-я неделя

Вечер досуга с
использованием
фольклорного материала
(потешек, частушек,
прибауток).
Народный календарь —
Прасковья Льняница.
Спортивный
праздник.
День народного
единства
Народный
календарь
—
Кузьминки
1. Изготовление игрушек из
природного материала для
младшей группы.
2. Народный календарь —
Федот Ледостав
1. Выставка поделок из
пластилина, глины,
соленого
теста «Моя
1.
Интегрированное
любимая«Как
чашка»
занятие
сорока клеста
(совместное
с
родителями
судила»
из
цикла
«Новые
1. Интегрированное
творчество).
развивающие
сказки».
занятие
«Как щенок
узнал,
кто
всех важнее» из цикла
1.
Интегрированное
2. Народный календарь —
2.
«Новые
развивающие
занятие
«Как
олененку
Федот
Студит.
Введение.
1.
Новогодний
утренник.
сказки».
маму
искали» из
цикла
3.
День
матери
«Новые
развивающие
3.
воинской славы
2.
Народный календарь —
2.
России
сказки».
Народный
календарь —
Георгий
Победоносец
Лукин
день
Рождество.
2. Народный праздник —
1.
Конструирование
Никола
Зимний.
кукольной мебели из
деталей
деревянного
3.
российской
печати
3. День ракетных
войск
конструктора по схемам и
описанию.
1. Экскурсия «На нашей
2. Народный календарь —
Сочельник.
улице».
1.
Сюжетно-ролевая игра
1. Экскурсия на пищеблок,
2.
Народный
календарь в—
«Летим
в отпуск».
в прачечный
комплекс,
оздоровительный
Крещение.
2.
Народный
праздник
—
1.
Коллективный
коллаж
комплекс,
в кабинет
старшего воспитателя.
3.
День инженерных
войск
Татьянин
день.
«Нарядные
куклы».
1. Праздничный
утренник.
2.
Народный календарь
—
1. Спортивный
праздник.
Кудесы
3. Народный
День полного
снятия —
2.
календарь
2.
Народный
календарь
—
1.
Праздничный
утренник.
Онисим
Зимобор
блокадыкоровница.
Ленинграда.
Сретенье.
Агафья

«Комнатные растения»
«Пресноводные и аквариумные рыбы»

—

1. Экскурсия в
3.
Международный
Ботанический
сад.
авиации
Отечества

женский день
1. Интегрированное
2. Народный календарь —
занятие
чуть не
Василий«Как
Капельник
погибла плотвичка» из
17
цикла «Новые
развивающие сказки».
Народный календарь —
Герасим Грачевник.
2.

Март,
4-я неделя
Апрель, 1-я
неделя
Апрель, 2-я
неделя
Апрель, 3-я
неделя
Апрель, 4-я
неделя

«Наш город»

Май,
1 неделя
Май,
2-я неделя
Май,
3-я неделя
Май,
4-я неделя

У детей весенние каникулы

1.

«Весенние работы на селе»
«Космос»
«Откуда хлеб пришел?»
«Почта»

Автобусная экскурсия в

центр
города.
1.
Посадка
лука,

укропа,

2.
Народный
праздник
—
салата
в центре
природы.
1. Экскурсия
в Планетарий.
Чаепитие с родителями
Алексей
теплый.
2.
Народный
календарь —
«Мамины
пироги».
Народный календарь
Экскурсия
на почту. —
3.
ДеньЛедолом
моряка-подводника
Благовещение,
встреча
Марья
Зажги
снега.
Родион
Народный календарь
—
Мартын
Лисогон. охраны
3.
День пожарной
весны.
3.
День космонавтики

День весны и труда
3. День смеха

«Правила дорожного движения»

Сюжетно-ролевая игра
«Дядя Степа — постовой».
Народный
календарь
—
«Лето. Насекомые»
Интегрированное
занятие
Еремей
Запрягальник.
«Как
кузнечик
помогал
День
Победы
слабым» из цикла занятие
«Новые
«Лето. Цветы на лугу»
Интегрированное
развивающие
сказки».
«Как
девочка еще
раз
Народный кузнечика»
календарь —
встретила
изИов
Огуречик
цикла
«Новые развивающие
сказки».
Народный календарь —
Арина Рассадница.
Высаживание рассады
цветов на участке вместе с
родителями.
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной
к школе
Всероссийский
день
логопедической группе
библиотек мероприятие,
Месяц, неделя Лексическая тема
Итоговое
народный календарь,
государственный
Сентябрь,
Обследование детей учителем-логопедом. Праздник
«День знаний»
праздник
1—3 недели
Заполнение речевых карт. Диагностика
индивидуального развития детей
воспитателями и педагогом-психологом.
Заполнение
диагностических
альбомов
Сентябрь, 4-я
«Осень.
Осенние
месяцы. Деревья
осенью» Интегрированное занятие с
неделя
использованием
репродукций картин И.
Левитана «Сумерки. Луна»
и Ф. Васильева
«Болото в
Октябрь, 1-я
«Овощи. Труд взрослых на полях и
Спортивный
праздник
лесу» из цикла
«Четыре
неделя
огородах»
«Поездка
на Олимпиаду».
времени года»
Народный
календарь —
Сергий капустник.
День учителя
Октябрь, 2-я
«Фрукты. Труд взрослых в садах»
Фольклорный праздник с
неделя
участием родителей.
Народный календарь —
Покров день.
Субботник с участием
родителей на прогулочном
участке. Уборка листьев
18

Октябрь, 3-я
неделя

«Насекомые. Подготовка насекомых к
зиме»

Октябрь, 4-я
неделя

«Перелетные птицы, водоплавающие
птицы. Подготовка птиц к отлету»

Ноябрь, 1-я
неделя

«Поздняя осень. Грибы, ягоды»

Ноябрь, 2-я
неделя

«Домашние животные и их детеныши.
Содержание домашних животных»

Фотовыставка «Наши
питомцы» (совместное с
родителями творчество).

Ноябрь, 3-я
неделя

«Дикие животные и их детеныши.
Подготовка животных к зиме»

Выставка рисунков «В
осеннем лесу» (совместное с
родителями творчество).

Ноябрь, 4-я
неделя

«Осенние одежда, обувь, головные уборы» Спортивный праздник
«Папа, мама и я —
спортивная семья».
Народный праздник —
Федот Студит.
День матери
«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Интегрированное занятие с
Дикие животные зимой»
использованием
репродукций картин И.
Грабаря «Зимний вечер» и
И. Шишкина «Зима» из
цикла «Четыре времени
года».
«Мебель. Назначение мебели. Части
Экскурсия
в Эрмитаж.
Народный календарь —
мебели. Материалы, из которых сделана
Введение.
мебель»
День воинской славы
«Посуда, виды посуды. Материалы, из
Коллективная
аппликация
России
которых сделана посуда»
«Праздничный стол».
День ракетных войск
«Новый год»
Новогодний
костюмированный бал.
Народный календарь —
Лукин день

Декабрь, 1-я
неделя

Декабрь, 2-я
неделя
Декабрь, 3-я
неделя
Декабрь, 4-я
неделя

Январь,
1 -я неделя

У детей зимние каникулы

Осенний костюмированный
бал «Очей очарованье».
Народный календарь —
Ознобицы в осенний парк.
Экскурсия
Наблюдение за птицами.
Народный календарь —
Прасковья
Грязнуха
Интегрированное
занятие с
использованием
репродукции картины М.
Башкирцевой «Осень» из
цикла «Четыре времени
года».
3. День народного единства

Народный календарь —
Рождество.

19

Январь, 2-я
неделя

«Транспорт. Виды транспорта. Профессии Сюжетно-ролевая игра «На
на транспорте. Трудовые действия»
поезде».
Народный календарь —
Сочельник.
День российской печати

Январь, 3-я
неделя

«Профессии взрослых. Трудовые действия» Фотовыставка «Профессии
моих родителей»
(совместное с родителями
творчество).
День инженерных войск

Январь, 4-я
неделя

«Труд на селе зимой»

Февраль,
1 -я неделя

«Орудия труда. Инструменты»

Февраль, 2-я
неделя

«Животные жарких стран, повадки,
детеныши»

Февраль, 3-я
неделя

Комнатные растения, размножение, уход

Интегрированное занятие с
использованием
репродукции картины И.
Грабаря «Февральская
лазурь» из цикла «Четыре
времени года».
Народный
Совместноекалендарь
занятие с—
Татьянин пап
день.
участием
и дедушек
День
полного
снятия
«Делаем кормушку»
блокады Ленинграда
Народный
календарь —
Кудесы
Экскурсия в зоопарк или
коллективное посещение
циркового представления.
Народный календарь —
Сретение.
День гражданской авиации
Праздник «День защитника
Отечества».
Фотовыставка «Мой папа на
службе Родине» Народный
календарь — Агафья
Коровница

Февраль, 4-я
неделя

«Животный мир морей и океанов.
Пресноводные и аквариумные рыбы»

Экскурсия в дельфинарий
или океанариум.
Народный календарь —
Онисим Зимобор

Март,
1-я неделя

«Ранняя весна, весенние месяцы. Первые
весенние цветы. Мамин праздник»

Весенний
костюмированный бал.
Народный календарь —
Тимофей Весновей.
Международный женский
день
20

Март,
2-я неделя

«Наша Родина — Россия»

Март,
3-я неделя

«Москва — столица России»

Март,
4-я неделя

«Наш родной город»

Апрель, 1-я
неделя

«Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Викторина по
Маршака»
произведениям С. Я.
Маршака.
Народный праздник —
Благовещение, встреча
птиц. День смеха
«Мы читаем. Знакомство с творчеством К. Драматизация фрагментов
Чуковского»
сказок К. Чуковского.

Апрель, 2-я
неделя

Интегрированное занятие с
использованием
репродукции картины И.
Грабаря «Март».
Народный календарь —
Василий капельник
Просмотр видеофильма
«Моя Москва».
Народный календарь —
Герасим Грачевник.
День работника торговли
Автобусная экскурсия по
родному городу.
Народный праздник —
Алексей Теплый.
День моряка-подводника

3. День космонавтики
Апрель, 3-я
неделя

Апрель, 4-я
неделя

«Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Выставка рисунков «Моя
Михалкова»
любимая книжка»
(совместное с родителями
творчество).
Народный календарь —
Родион Делодолом
«Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Вечер «Наши любимые
Барто»
поэты».
Народный праздник —
Мартын Лисогон.
День пожарной охраны

Май,
1 -я неделя

У детей весенние каникулы

Май,
2-я неделя

«Поздняя весна. Растения и животные
весной. Перелетные птицы весной»

Народный праздник —
Козьма Огородник
День весны и труда
Интегрированное занятие с
использованием
репродукций картин С.
Жуковского «Весенняя
вода» и Н. Дубровского
«Весенний вечер» из цикла
«Четыре времени года».
Народный праздник —
Еремей Запрягальник. 21
День Победы

Май,
3-я неделя

«Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Выставка поделок «В мире
Пушкина»
сказок А. С. Пушкина»
(совместное с родителями
творчество).
Май,
«Скоро в школу. Школьные
Праздник «До свидания,
4-я неделя
принадлежности»
детский сад!»
Народный праздник —
Арина Рссадница.
Высаживание рассады на
территории детского сада с
участием родителей.
Всероссийский день
библиотек
2.4. Организация взаимодействия субъектов коррекционно-развивающего
процесса
Организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса
(ребенок с нарушениями речи, учитель-логопед, педагогический коллектив, родители,
медицинский блок) является необходимым условием его эффективности.
В процессе взаимодействия субъекты решают общие задачи воспитания и обучения
детей дошкольного возраста, а также ряд частных задач.












Частные задачи учителя-логопеда:
логопедическое обследование воспитанников ДОО с целью выявления детей,
нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи (дети раннего возраста
обследуются по запросу родителей);
изучение индивидуальных особенностей речевого, познавательного, социальноличностного и физического развития детей, зачисленных на логопедический пункт,
с целью определения направлений и содержания работы с каждым ребенком;
систематическое проведение коррекционно-развивающей работы в течение учебного
года;
оценка результатов коррекционной помощи детям с нарушениями речи;
формирование у педагогического коллектива и родителей информационной
готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации речевой
среды;
координация усилий педагогов и родителей в преодолении нарушений речи у детей.
Частные задачи педагогического коллектива:
обеспечение комфортных условий развития, воспитания и обучения ребенка,
создание среды речевой и педагогической поддержки ребенка с нарушениями речи;
взаимодействие с учителем-логопедом в работе по профилактике и коррекции
недостатков речевого развития ребенка;
обеспечение эффективной общей подготовки ребенка к обучению в школе;
повышение педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей,
побуждение их к сознательной деятельности по общему развитию ребенка в семье.

Частные задачи администрации ДОО:
 создание оптимальных условий для организации преемственности в работе учителялогопеда и педагогического коллектива;
 насыщение библиотеки ДОО специальной литературой, групповых комнат –
развивающими пособиями и оборудованием;
22





организация обмена опытом с другими ДОО;
привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе;
обеспечение связи с ОО.

Частные задачи родителей:
 создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития ребенка;
 проведение целенаправленной и систематической работы по общему и речевому
развитию ребенка.
Взаимодействие учителя-логопеда и ДОО
№п/п
1

2
3

4

5

6

7

8

9

Форма и содержание работы
Индивидуальное собеседование с педагогами по
результатам обследования детей их групп, заполнение
экранов звукопроизношения
Знакомство воспитателей с комплектованием подгрупп,
расписанием занятий
Консультации для воспитателей и родителей по
коррекции звукопроизношения, формированию
фонематических процессов, расширению словарного
запаса у детей, формированию грамматического строя
речи, развитию основных психических процессов и по
другим вопросам, касающимся коррекции речи.
Взаимное посещение занятий у воспитателей,
музыкального руководителя, инструктора по
физвоспитанию с целью наблюдения за детьми,
осуществления взаимосвязи в работе педагогов и
логопеда
Беседы с воспитателями с целью выявления семей,
нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Направление членов таких семей в Центр «Семья и
школа» для консультирования у специалистов
Консультирование педагогов по вопросам оказания
помощи детям с нарушениями речи, знакомство с
коррекционными приемами, которые могут
использоваться ими при проведении занятий.
Посещение заседаний методических объединений,
педагогических советов коллектива ДОУ, выступление на
них с сообщениями о работе логопункта и докладами на
актуальные темы.
Взаимодействие с педагогами по выявлению детей с
отклонениями в развитии, оформлению
сопроводительных документов, предоставляемых на
ПМПК для детей дошкольного возраста.
Участие в работе ПМПк (по обсуждению сложных
случаев, выработке рекомендаций для детей с
отклонениями в развитии)

Сроки
Сентябрь, май
Последняя неделя
обследования
2 раза в неделю

В течение учебного
года

В течение учебного
года
В течение учебного
года
В течение учебного
года
В течение учебного
года
Сентябрь, январь,
май, в течение
учебного года по
необходимости

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
23

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является
развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей
(способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие
в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в
отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться
видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров,
сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском
саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и
семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании
дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и
о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и
родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами
мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям
и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей
Взаимопознание и взаимоинформирование
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с
воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о
дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать
друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся
педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала
дают: специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием
бесед, анкетирования, сочинений; посещение педагогами семей воспитанников;
организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи,
ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей
сторон.
Целью первых собраний-встреч является разностороннее знакомство педагогов с
семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Для снятия
барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие у
родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с
педагогами («Выбери дистанцию», «Ассоциативный ряд», «Язык фотографий», «Разговор
без умолку» и др.). Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года,
решая на каждой встрече свои задачи.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о
разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка
(его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детскородительских) отношений. Такое информирование происходит при непосредственном
общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях) либо опосредованно,
24

при получении информации из различных источников: стендов, газет, журналов
(рукописных, электронных), семейных календарей, разнообразных буклетов, интернетсайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе
электронной).
На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и
оперативная информация. К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития
детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной
программе, об инновационных проектах дошкольного учреждения, а также о
дополнительных образовательных услугах. К тактической информации относятся сведения
о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательнообразовательной работы в группе на год. Оперативная стендовая информация,
предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения
об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях,
конкурсах, выставках, встречах, совместных проектах и т. д.
Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают
участие в ее подготовке, а также если она отвечает информационным запросам семьи,
хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и
иллюстративный материал).
Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к
воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада, а также в
семейных календарях.
Непрерывное образование воспитывающих взрослых
Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение
знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания,
гармонизации семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе.
При этом образование родителей важно строить не на императивном принципе,
диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированности.
Функцию просвещения родителей выполняет не только детский сад, но и его партнеры, в
том числе организации, объединяющие родительскую общественность. Все более
востребованными становятся правовое, гражданское, художественно-эстетическое,
национально-патриотическое, медицинское просвещение. Сохраняет свою актуальность
научное просвещение, ориентированное на ознакомление воспитывающих взрослых с
достижениями науки и передовым опытом в области воспитания дошкольников.
Основными формами просвещения могут выступать: конференции, родительские
собрания (общие детсадовские, районные, городские, областные), родительские и
педагогические чтения.
Важно предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия
с партнерами, обеспечивающими их образование (социальным педагогом, психологом,
старшим воспитателем, группой родителей и пр.), привлекать к участию в планировании и
формировании
содержания образовательных программ «родительской школы».
Программы родительского образования важно разрабатывать и реализовывать
исходя из следующих принципов:
• целенаправленности — ориентации на цели и приоритетные задачи образования
родителей;
• адресности — учета образовательных потребностей родителей;
•доступности — учета возможностей родителей освоить предусмотренный
программой учебный материал;
• индивидуализации — преобразования содержания, методов обучения и темпов
освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;

25

•участия заинтересованных сторон (педагогов и родителей) в инициировании,
обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и
его корректировки.
Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги,
проекты, игры.
Мастер-класс
—
особая
форма
презентации
специалистом
своего
профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным
проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут
оказаться и сами родители, работающие в названных сферах. Большое значение в
подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс
может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными
специалистами (художником, режиссером, экологом и др.).
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагогиродители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей
ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в
разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки
и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента,
организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные
гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии,
праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный
театр).
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции
поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с
ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные
знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество
детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду.
Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и
семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем может стать
День матери, День отца, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая),
Всероссийский День семьи, любви и верности (8 июля).
На протяжении всей истории общественного дошкольного воспитания театральная
деятельность развивалась без учета семейного опыта. Развитие партнерских отношений с
семьей открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей
и взрослых в форме семейного театра. Семейный театр в детском саду как творческое
объединение нескольких семей и педагогов (воспитателей, музыкального руководителя и
руководителя театральной студии детского сада) может быть создан не только при участии
педагогов, но и при поддержке работников культуры (режиссера и актеров театра).
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как
проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в
развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде»,
овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания
проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по
отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия
педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Интересные идеи для проектов рождаются благодаря семейному календарю,
который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить
время для взаимодействия и общения с ребенком. Семейный календарь может состоять из
двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна — сопровождающая
26

инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая —
вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по преодолению
нарушений речевого развития детей.
Семья – то пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое
оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу
приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка учитель-логопед и
воспитатели ДОУ стараются максимально привлечь родителей в союзники в деле
преодоления нарушений речевого развития ребенка, т.к. только в процессе совместной
деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку, который
испытывает трудности в своем развитии.
Взаимодействие логопеда с родителями
Задача учителя - логопеда - помочь родителям осознать свою роль в процессе
развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого
нарушения.
Коллективные формы общения:
• общие родительские собрания (1 раз в год);
• групповые родительские собрания с привлечением специалистов (не реже трех раз в
год);
• «День открытых дверей» (в апреле-мае для родителей, чьи дети, поступают в группу
компенсирующей направленности).
Планируются на основании запросов родителей:
- консультации, семинары, семинары-практикумы,
- «круглые столы».
Индивидуальные формы работы с семьей - проводимая индивидуальная работа с
родителями позволяет учителю-логопеду установить более тесный контакт с родителями:
- анкетирование и опросы,
- индивидуальные беседы и консультирование учителя-логопеда (по запросу
родителей и по плану индивидуальной работы с родителями);
- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам
деятельности, которые носят коррекционно-логопедическую направленность.
• «Родительский час» - проводится 1 раз в неделю во второй половине дня;
Наглядно - практическая форма работы с семьей - является стимулом к активному
участию родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Родители имеют
возможность воспользоваться подобранным учителем-логопедом практическим
материалом. Родители могут взять на время домой все необходимые пособия, чтобы
использовать их на индивидуальных занятиях с детьми дома.

27

III. Организационный раздел
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы

1

Речевое развитие
Центр речевого и креативного

Зеркало с лампой дополнительного
развития в кабинете логопеда
освещения.

3—4 стульчика для занятий у
зеркала.

Комплект зондов для постановки
звуков.

Комплект
зондов
для
артикуляционного массажа.

Соски, шпатели, вата, ватные
палочки, марлевые салфетки.

Спирт.

Дыхательные тренажеры, игрушки,
пособия для развития дыхания (свистки,
свистульки, дудочки, воздушные шары и
другие надувные игрушки, «Мыльные
пузыри», перышки, сухие листочки и
лепестки цветов и т.п.)

Картотека
материалов
для
автоматизации
и
дифференциации
свистящих, шипящих звуков, аффрикат,
сонорных и йотированных звуков (слоги,
слова,
словосочетания,
предложения,
28

потешки, чистоговорки,
тексты, словесные игры).
2

скороговорки,


Зеркало

Стульчики или скамеечка для
занятий у зеркала.

Полка или этажерка для пособий.

Пособия и игрушки для выработки
направленной
воздушной
струи
(тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные
игрушки, природный материал).

Сюжетные
картинки
для
автоматизации
и
дифференциации
поставленных звуков в предложениях

Настольно-печатные
игры
для
автоматизации
и
дифференциации
поставленных звуков.

Сюжетные
картинки,
серии
сюжетных картинок.

«Алгоритмы» и схемы описания
предметов и объектов; мнемотаблицы для
заучивыания стихов и пересказа текстов.

Материал для звукового и слогового
анализа и синтеза, анализа и синтеза
предложений.

Игры
для
совершенствования
навыков языкового анализа и синтеза
(«Слоговое лото», «Слоговое домино»,
«Определи место звука», «Подбери схему»
и др.).

Игры
для
совершенствования
грамматического
строя
речи
(«Разноцветные листья», «Веселый повар»,
«На полянке», «За грибами» и др.).

Лото, домино и другие игры по
изучаемым лексическим темам.

Альбомы и наборы открыток с
видами достопримечательностей Москвы и
родного города116.

Карта родного города и района,
макет центра города.

Альбом «Наш город» (рисунки и
рассказы детей о городе).

Глобус, детские атласы.

Игры по направлению «Человек в
истории и культуре» («От кареты до
ракеты», «Вчера и сегодня», «Охота на
мамонта» и др.).

Игры по направлению «Обеспечение
безопасности жизнедеятельности»
Познавательное развитие
29

Центр «Будем говорить правильно» в
групповом помещении

3

Центр сенсорного развития в
кабинете логопеда


Звучащие игрушки (погремушки,
пищалки, свистки, дудочки, колокольчики,
бубен, звучащие мячики и волчки).

Звучащие игрушки-заместители.

Маленькая ширма.

Кассета
с
записью
«голосов
природы» (шелеста листьев, морского
прибоя, летнего дождя, вьюги, пения птиц и
т.п.).

Предметные
картинки
с
изображениями зверей и птиц.

Предметные
картинки
с
изображениями звучащих игрушек и
предметов.

Карточки
с
наложенными
и
«зашумленными»
изображениями
предметов по всем лексическим темам.

Настольно-печатные
игры
для
развития зрительного восприятия и
профилактики нарушений письменной речи
(«Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не
хватает?», «Узнай по деталям»).

Настольно-печатные
игры
для
развития
цветовосприятия
и
цветоразличения («Радуга», «Разноцветные
букеты», «спрячь бабочку» и т.п.).

Палочки Кюизенера.

Блоки Дьенеша.

Занимательные
игрушки
для
развития
тактильных
ощущений
(«Тактильные
кубики»,
«Тактильные
коврики»).

«Волшебный мешочек» с мелкими
деревянными и пластиковыми игрушками.

4

Центр науки и природы в групповом
помещении


Стол для проведения экспериментов.

Стеллаж
для
пособий
и
оборудования.

Резиновый коврик.

Халаты, передники, нарукавники.

Бумажные полотенца.

Природный материал (песок, вода,
глина, камешки, ракушки, минералы, разная
по составу земля, различные семена и
плоды, кора деревьев, мох, листья и т.п.).

Сыпучие продукты (желуди, фасоль,
горох, манка, мука, соль).

Емкости разной вместимости, ложки,
лопатки, палочки, воронки, сито.

Микроскоп, лупы, цветные стекла.
30


Пищевые красители.

Аптечные весы, безмен, песочные
часы.

Технические материалы (гайки,
болты, гвозди).

Вспомогательные
материалы
(пипетки, колбы, шпатели, вата, марля,
шприцы без

игл).

Схемы,
модели,
таблицы
с
«алгоритмом» выполнения опытов.

Коврограф.

Игра «Времена года».

Календарь природы.

Комнатные растения (по программе)
с указателями.

Лейки, опрыскиватель, палочки для
рыхления почвы, кисточки.
5

6

Центр математического развития


Раздаточный счетный материал
(игрушки, мелкие предметы, предметные
картинки).

Комплекты цифр, математических
знаков, геометрических фигур, счетного
материала для магнитной доски и
коврографа.

Занимательный и познавательный
математический
материал,
логикоматематические игры (блоки Дьенеша,
«Копилка цифр», «Кораблик «ПлюхПлюх», «Шнур- затейник» и др.).

Схемы и планы (групповая комната,
кукольная комната, схемы маршрутов от
дома до детского сада, от детского сада до
библиотеки и т.д. )

Рабочие тетради «Рабочая тетрадь
для
развития
математических
представлений у дошкольников с ОНР

Набор объемных геометрических
фигур.

«Волшебные часы» (части суток,
времена года, дни недели).

Счеты, счетные палочки.

Художественно-эстетическое развитие
Центр «Наша библиотека» в

Стеллаж или открытая витрина для
групповом помещении
книг.

Столик, два стульчика, мягкий
диван.
31


Детские книги по программе и
любимые книги детей, два-три постоянно
меняемых детских журнала, детские
энциклопедии, справочная литература,
словари и словарики.

Книги по интересам о достижениях в
различных областях.

Книги, знакомящие с культурой
русского народа: сказки, загадки, потешки,
игры.

Книжки-раскраски по изучаемым
лексическим темам, книжки-самоделки.

Магнитофон,
аудиокассеты
с
записью литературных произведений для
детей.
7

Центр моторного и конструктивного
развития в кабинете логопеда


Плоскостные
изображения
предметов и объектов для обводки по всем
изучаемым лексическим темам.

Разрезные картинки и пазлы по всем
изучаемым темам.

Кубики с картинками по всем темам.

Игра «Составь из частей» для
коврографа и магнитной доски по всем
темам.

«Пальчиковые
бассейны»
с
различными наполнителями (желудями,
каштанами, фасолью, горохом, чечевицей,
мелкими морскими камешками).

Массажные мячики разных цветов и
размеров.

Мяч среднего размера, малые мячи
разных цветов (10 шт.).

Флажки разных цветов (10 шт.).

Игрушки-шнуровки,
игрушкизастежки.

Мелкая и средняя мозаики и схемы
выкладывания узоров из них.

Мелкий и средний конструкторы
типа «Ье§о» или «Оир1о» и схемы
выполнения построек из них.

Мелкие и средние бусы разных
цветов и леска для их нанизывания.

Занимательные
игрушки
из
разноцветных прищепок.

Игрушка «Лицемер».

8

Центр «Учимся конструировать» в
групповом помещении


Мозаика крупная и мелкая и схемы
выкладывания узоров из нее.

32


Конструкторы типа «Ье§о» или
«Оир1о» с деталями разного размера и
схемы выполнения построек.

Игра «Танграм».

Разрезные картинки (4—12 частей,
все виды разрезов), пазлы.

Различные сборные игрушки и
схемы их сборки.

Игрушки-трансформеры, игрушкизастежки, игрушки-шнуровки.

Кубики с картинками по изучаемым
лексическим темам.

Блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера.
9

Центр художественного творчества в 
Восковые и акварельные мелки.
групповом помещении

Цветной мел.

Гуашевые и акварельные краски.

Фломастеры, цветные карандаши.

Пластилин, глина, соленое тесто.

Цветная и белая бумага, картон,
обои, наклейки, лоскутки ткани, нитки,
ленты, самоклеящаяся пленка, старые
открытки, природные материалы (сухие
листья, лепестки цветов, семена, мелкие
ракушки и т.п.).

Рулон простых белых обоев для
коллективных работ (рисунков, коллажей,
аппликаций).

Кисти, палочки, стеки, ножницы,
поролон, печатки, клише, трафареты по
изучаемым темам.

Клейстер.

Доски для рисования мелом,
фломастерами.

Коврограф.

Книжки-раскраски
«Городецкая
игрушка», «Филимоновская игрушка»,
«Гжель».

10

Музыкальный центр в групповом
помещении


Музыкальные игрушки (балалайки,
гармошки, пианино, лесенка).

Детские музыкальные инструменты
(металлофон, барабан, погремушки, бубен,
детский синтезатор, маракасы, румба,
трещотка,
треугольник,
валдайские
колокольчики).

«Поющие» игрушки.

Звучащие предметы-заместители.

Ложки, палочки, молоточки, кубики.
33


Магнитофон,
аудиокассеты
с
записью детских песенок, музыки для детей,
«голосов природы».

Музыкально-дидактические
игры
(«Спой песенку по картинке», «Отгадай, на
чем играю», «Ритмические полоски»).

Портреты
композиторов
(П.
Чайковский, Д. Шостакович, М. Глинка, Д.
Кабалевский и др.).

11

12

Социально-коммуникативное развитие
Центр сюжетно-ролевой игры в

Большое настенное зеркало.
групповом помещении

Куклы разных размеров.

Комплекты одежды и постельного
белья для кукол, кукольные сервизы,
кукольная мебель, коляски для кукол.

Предметы-заместители
для
сюжетно-ролевых игр.

Атрибуты для нескольких сюжетноролевых
игр
(«Дочки-матери»,
«Хозяюшки»,
«Доктор
Айболит»,
«Парикмахерская», «Моряки»).

Альбомы
с
сериями
демонстрационных картин «Наш детский
сад», «Все работы хороши», «Мамы всякие
нужны».
Физическое развитие
Физкультурный центр в групповом

Мячи средние разных цветов.
помещении

Мячи малые разных цветов.

Мячики массажные разных цветов и
размеров.

Обручи.

Канат, веревки, шнуры.

Флажки разных цветов.

Гимнастические палки.

Кольцеброс.

Кегли.

«Дорожки движения».

Мишени на ковролиновой основе с
набором
дротиков
и
мячиков
на
«липучках».

Детская баскетбольная корзина.

Длинная скакалка.

Короткие скакалки.

Летающая
тарелка
(для
использования на прогулке).

Нетрадиционное
спортивное
оборудование.

Массажные и ребристые коврики.
34


Тренажер
из
двухколесного
велосипеда типа «Малыш».

Поролоновый мат.

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Культурно -досуговая деятельность в старшей логопедической группе охватывает
организацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной познавательной и
художественно-творческой деятельности детей.
У старших дошкольников не только формируется навык самостоятельно
организовывать свой отдых дома и в детском саду, заниматься рисованием, лепкой,
конструированием, рассматривать картинки в книгах или слушать чтение книг, слушать
музыку или запись литературных произведений, собирать коллекции, проводить
эксперименты, участвовать в работе студий и кружков, но и регулярно посещать с
родителями выставки, музеи, киноцентры и театры; приучаться к таким активным формам
отдыха, как поход или экскурсия.
В

ходе

досуговой

деятельности

расширяются

представления

детей

о

государственных праздниках, воспитанники активно участиют в праздничных утренниках,
украшении группы и детского сада к праздничным датам. Формируется готовность
поздравлять окружающих с праздниками, делать своими руками подарки, преподносить
сюрпризы. Чтение стихов на праздничных утренниках детей с речевой патологией
допускается тогда, когда их речевое развитие достигло определенного уровня, и большая
часть звуков уже поставлена и введена в речь. В первый период работы делается акцент на
игры, танцы, пляски, хороводы, хоровое пение.
Культурно-досуговая деятельность в подготовительной к школе логопедической
группе охватывает организацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной
познавательной и художественно-творческой деятельности детей. Предшкольников
необходимо

приучать

осмысливать

полученные

знания

и

использовать

их

в

самостоятельной творческой деятельности.
Следует расширять знания детей об искусстве, приучать их к посещению выставок,
музеев, театров. У детей седьмого года жизни необходимо расширять представления о
государственных праздниках и привлекать их к подготовке к праздникам и участию в
праздничных утренниках.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
35

Организуя
логопедической

предметно-пространственную
группе,

педагоги

должны

развивающую

среду

руководствоваться

в

старшей

возрастными

и

психологическими особенностями старших дошкольников с ОНР. Прежде всего,
следует учесть, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом
развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение
речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления,
поэтому именно в старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие
словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми
словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры.
В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении обязательно
должны быть представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для
совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по
всем изучаемым лексическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме
должно быть значительно большим по сравнению с предыдущей возрастной группой.
В центре «Играем в театр» должно быть представлено оборудование для
проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра
(настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо
знакомым детям сказкам. Учитывая особенности общего и речевого развития детей с
ОНР, не стоит брать более одной сказки на каждый период работы. К изготовлению
декораций и костюмов для постановки представлений по этим сказкам обязательно
привлекаются дети.
В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Р. С. Немов). У детей впервые
появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно
стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные
мнемотехнические средства, символы, схемы.
Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в
которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению.
У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и
труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Значит нужно
создать условия для проведения игр-соревнований, более активно привлекать детей к
различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями,
подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.).
У

детей шестого года жизни развивается и

эстетическое восприятие

действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется
особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего пространства в
36

групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления
интерьера выполненные ими поделки.
Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую
деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. Например,
стаканчики из-под йогурта дети могут использовать для изготовления подставок для
кисточек; а из пробок от минеральной воды с помощью педагога изготовить
«тактильные» коврики и т.п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности
должны быть материалы, необходимые для изготовления поделок детьми.
В логопедическом кабинете при организации развивающей среды нужно создать
и наполнить необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон
речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического
восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки
словесных и настольнопечатных для автоматизации и дифференциации звуков должны
содержать по несколько десятков разнообразных игр. Центры с пособиями для развития
всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей) по-прежнему должны
иметь место в кабинете логопеда. Игрушки и оборудование в них могут стать более
разнообразными и сложными (кубик Рубика и другие игрушки-головоломки,
калейдоскопы и т.п.).
В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом,
чтобы

способствовать

совершенствованию

всех

сторон

речи,

обеспечить

самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В этой
возрастной группе в кабинете логопеда должно быть представлено достаточное
количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию
интереса к учебной деятельности. формируется мотивация достижения успеха. Значит
нужно так организовать пространство, чтобы выделить достаточно места для
проведения таких игр.
3.5.Ежедневная организация жизни и деятельности детей в группе компенсирующий
направленности с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников
ежедневное пребывание детей- 10,5 часов

Время

7.00-8.00

Организационные формы

Прием, индивидуальная работа, труд.
Игровая, продуктивная деятельность.

Вид деятельности

Направление развития

совместная
Познавательное, речевое
самостоятельная физическое
взаимодействие с социально-личностное
родителями

37

8.12-8.22
8.22-8.47
8.47-9.00
9.00-9.25

9.25-9.35
9.35-9.55
9.55-10.00
10.00-10.10
10.10-12.20

12.20-12.50
12.50-15.20

15.20-15.35
15.35-16.00

Индивидуальные коррекционно-развивающие формы работы с
детьми

8.00-8.12

Гимнастика (артикуляционная,
дыхательная, пальчиковая)

ОДвРМ

физическое
коррекционно-речевое

Утренняя гимнастика
(логоритмическая)
Подготовка к завтраку, завтрак.

ОДвРМ

физическое

ОДвРМ

социально-личностное

Двигательная активность.
Организованная образовательная
деятельность -НОД логопедические 2
раза в неделю: вторник, среда.
Организованная образовательная
деятельность 3 раза в неделю:
понедельник, четверг, пятница.

самостоятельная физическое
НОД
логопедическое (2
раза в неделю)
НОД (3 раза в
неделю)

Двигательная активность.
Организованная образовательная
деятельность деятельность.
Двигательная активность
Второй завтрак.
Подготовка к прогулке.
Прогулка:
- наблюдения (опытнодеятельность);
-экспериментальная
трудовая деятельность;
- подвижные игры;
- речевые игры;
- двигательная активность

самостоятельная
НОД

физическое

самостоятельная
ОДвРМ
ОДвРМ
совместная

физическое
социально-личностное
социально-личностное
физическое

Возвращение с прогулки.
Гигиенические
процедуры.
Подготовка к обеду.
Обед.
Дневной сон. Постепенный подъем.
Ленивая гимнастика.
Закаливание- массажная дорожка,
гигиенические процедуры.

16.00-16.10
16.10-16.30
16.30-18.00
18.00-18.25
16.30-17.25

совместная
совместная
совместная
самостоятельное

познавательно-речевое
физическое
коррекционно-речевое
физическое
социально-личностное
ОДвР
социально-личностное
ОДвРМ
совместная
ОДвРМ
ОДвРМ
совместная
самостоятельная
ОДвРМ
ОДвРМ
НОД (3 раза в
ОДвРМ
неделю)
совместная
самостоятельная взаимодействие
самостоятельная (2 с родителями
раза в неделю)

Чтение художественной литературы.
Подготовка к прогулке,
Прогулка:

ОДвРМ
совместная
самостоятельная
ОДвРМ

Возвращение с прогулки.
Подготовка к ужину, ужин.

ОДвРМ
социально-личностное
самостоятельная социально-личностное
взаимодействие с
родителями

18.00-18.25
17.25-19:.00

познавательно-речевое
социально-личностная
физическое
социально-личностное

38

Самостоятельная деятельность по
совместная
направлениям развития, в т. ч. игровая.
Речевой дневник.
Уход домой.

социально-личностное
познавательно-речевое
художественно-эстетическое
физическое

Взаимодействие с семей осуществляется во всех организованных формах в соответствии с
поставленными задачами, планом работы

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».