07.12.2023
1. Тема:
«Путешествие в страну Математики»
2.
Вид проекта: краткосрочный
3.
Тип проекта:
познавательно-игровой
4.
По количеству
участников: групповой
Участники проекта:
воспитанники
подготовительной группы;
воспитатель;
5.
Проблема:
недостаточное развитие элементов логического мышления у детей
предшкольного возраста.
Краткое содержание
проекта
Развитие логики и
мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной
его подготовки к школе. Логическое
мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение
этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности
умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных
признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Начинать развитие логического
мышления следует в дошкольном детстве.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным,
научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на
сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит,
и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и
удовлетворение.
Логические
приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во
всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения
задач, выработки правильных умозаключений. В настоящее время многие современные
программы дошкольного
образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой творчески
развивающейся личности.
Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.
Актуальность
Именно с логического мышления начинается
формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у
ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с
законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются
такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка,
наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь
ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими
формами мышления в дошкольном возрасте, способствует развитию умственных
способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое
внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что
вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов
умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Поэтому
на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему
развития логического мышления с использованием занимательного математического
материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях
и в повседневной жизни детей.
Проблема
Недостаточное
развитие элементов логического мышления у детей предшкольного возраста.
Недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает
эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому
важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у
детей приемов логического мышления. Умение логически мыслить способствует
культурному и интеллектуальному развитию личности.
Цель
проекта – повышение уровня логического мышления детей
дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Задачи
проекта:
обучать
детей операциям: анализа, синтеза, сравнения, классификации, формировать навыки
упорядоченности действий;
развивать у
детей умение рассуждать логически, излагая свои мысли;
развивать произвольное
внимание, познавательный интерес и творческое воображение;
воспитывать
коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в
себе;
развивать
простейшие и логические структуры мышления
и математические представления;
повышение
уровня логического мышления старших дошкольников, с помощью увеличения объема
знаний детей играми занимательной математики и логики;
Ожидаемые
результаты:
использование
в работе логических игровых заданий, логико-математических, развивающих игр;
создание
в группе логико-математического уголка;
способность
и умение детей самостоятельно производить простые логические действия
(выполнять группировки - объединять действия и объекты по их сходству и
различию, анализировать их);
повышение
уровня логического мышления и элементарных математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста;
повышение
заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих
детей при подготовке дошкольников к обучению в школе.
ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – начальный
Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий,
стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
В связи с этим в группе был создан уголок «Занимательной математики», где располагаются
пособия для самостоятельной и совместной деятельности, в котором каждый ребёнок
может реализовать себя, свой интерес, через практическую деятельность, где
обучение идет через действие, опыт, решение проблемных ситуаций, через игру - ведущую
деятельность детей. В нём представлены: различные дидактические игры,
занимательный материал. Сделана подборка книг на развитие логического мышления
у дошкольников.
В уголке представлены логические, различные настольно-печатные игры,
головоломки, дидактические игры и упражнения. Некоторые из них:
настольно-печатные:
- «Веселая логика» - игра-головоломка по технологии пазлы. Анализ и синтез
фигур. Анализ: от предмета к его частям. Синтез: от части к целому.
- «Подбери узор» (заплатки) Серия «Развиваем играя».
- «Логические таблицы». Серия «Забавы в картинках». Игра по типу лото —
подобрать цвет и форму одновременно.
- «Цвет и форма». Серия «Развиваем играя». Игра по технологии лото.
- «Формы». Серия «Учись, играя». Игра по технологии пазлы.
- «Контуры». Серия «Учись, играя». Подбор картинок, на которых изображены
предметы к «путанке» в центре. Игра по технологии пазлы.
игры на объемное
моделирование:
- «Сложи узор» - набор кубиков, по разному окрашенных со всех сторон, для
составления сюжетных картинок, предметов, узоров. Игра развивает
пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление.
- «Кубус» - по принципу «Лего», только детали кубической формы и разные по
цвету и дизайну.
- «Стройка» - детали соединяются как объемные пазлы. Можно составлять
объемные и плоскостные фигуры.
- «Собери куб». Задача — так одеть деревянные пазлы на штырьки, чтобы
получился куб правильной формы.
- «Собери гусеницу». Задача — собрать гусеницу из деталей, чтобы цифры на
деревянных колечках туловища были расположены по порядку.
игры на плоскостное
моделирование:
- «Математический планшет». Игровое поле квадратной формы со штырьками,
резинки. На игровом поле можно конструировать
геометрические фигуры, углы, предметное изображение, узоры.
- Игры «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный
круг», «Магнитная мозаика» и другие.
Детям был обеспечен свободный доступ к игровому материалу. В вечернее время
дети с удовольствием играли в геометрический конструктор. В такой игре детей
увлекала цель - составить увиденное на образце или самостоятельно задуманное
силуэтное изображение. Игры такого типа интересны по содержанию, занимательны
по форме, отличаются необычностью, парадоксальностью результата, рассчитаны на
проявление активности и интереса.
2 этап – основной
(формирующий)
В ходе основного практического этапа проекта нами были реализованы
следующие задачи:
-
определила основные направления
реализации проекта, подобрала программно-методического обеспечение;
-
проведение игр, направленных на активизацию мышления ребенка, усвоение
детьми логических операций:
Ø
«Логические блоки Дъенеша»;
Ø
«Палочки Кюизенера»;
Ø
«Круги Эйлера»;
Ø
игры со счетными
палочками (по Михайловой);
Ø
логические загадки и задачи-шутки;
Ø игры на классификацию предметов: «Подбери пару»;
Ø игры на конструирование;
«Танграм» «Монгольская игра» «Пифагор»
«Колумбово яйцо» «Волшебный круг»
Ø игры со счетными палочками;
Ø игры, направленные на сравнение: «Найди отличия»,
«Рассеянный художник», «Найди лишнее»;
Ø собирание пазлов;
Ø нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур;
- работа шахматного клуба
«Шахматы к школе»;
- проведение занятия в подготовительной
группе по развитию элементов логического мышления «Академия логических задач» (Приложение
№2)
- проведение консультации для родителей «Развивающие
игры для ребенка», «Игры для развития логического мышления детского сада и
дома», «Занимательные игры — что это?»;
3 этап –
заключительный (контрольный)
- Проведение квест-игры
Путешествие по стране юных математиков (приложение 5);
- Подготовка к участию в Городской математической
игре для дошкольников "Кенгуренок "2019
- Проведение графических диктантов и решение
ребусов, представленных в Приложении № 4.
Результаты проектной деятельности
В ходе реализации
проекта была создана:
- Картотека
дидактических игр
- Проведение занятия в
старшей группе по развитию элементов логического мышления «Академия логических
задач» (Приложение №2)
- Проведение круглого стола по теме
«Я учусь считать»;
- Тематическое развлечение квест-игры Путешествие по
стране юных математиков
- Размещение в уголке для родителей папки-передвижки «Веселые цифры»,
«Живые геометрические фигуры»;
- Оформление памятки для родителей «Развитие
логического мышления у детей 5-6 лет»;
В результате проведённой
развивающей работы было выявлено, что при системном использовании дидактических
игр и упражнений на занятиях по математике и в свободной деятельности уровень
логического мышления у детей подготовительной группы значительно повысился.
Также у старших дошкольников повысилось качество математической
подготовленности, что позволяет детям более уверенно ориентироваться в
простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни.
Использование системы работы по развитию логико-математических
представлений и методики развивающего обучения позволило активизировать
мышление, память, внимание, воображение, сформировать навыки коллективного
творчества, взаимопомощи, сотрудничества.
В ходе работы я стремились к активизации интереса родителей к использованию
логических игр и упражнений, что в свою очередь поспособствовало формированию
активной родительской позиции.
Список литературы
1. Арапова-Пискарева Н.А.
Формирование элементарных математических представлений в детском саду.
Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М.
Мозаика-Синтез. 2006 г.
2. Беженова М.
Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений.
М.Эксмо,2005 г.
3. Волчкова В.
Занимательный счет. Дошкольное воспитание. 1993г. №1. С. 45.
4. Грин Р., Ласкон В.
Введение в мир числа. М.: Пелагогика, 1982 г.
5. Данилова В.В., Павлова
Л.И. Методика формирования математических представлений. М., 1996г.
6. Дьяченко О.М., Агаева
Е.А. Чего на свете не бывает?
7. Занимательная
математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с
дошкольниками и младшими школьниками. Авт.-состав. Попова Г.П., Усачева В.И. –
М., 2005 г.
8. Корнеева Г.А.,
Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических у детей. –М.
1989 г.
9. Н. М. Крылова , «Детский
сад- дом радости».
10. Леушина А.М.
Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте.
Совершенствование процесса формирования элементарных математических
представлений в детском саду. Л., 1990 г.
11. Метлина Л.С. Занятия по
математике (подготовительная к школе группа). Дошкольное воспитание. 200 г.
№9-10.
12. Метлина Л.С. Математика
в детском саду. М: Просвещение 1997 г.
13. Михайлова З.А.
Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике. Спб:
Детство-Пресс., 2001 г.
14. Михайлова З.А. Игровые
занимательные задачи для дошкольников. М. Просвещение, 1990 г.
15. Морозова И. Развитие
элементарных математических представлений: конспекты занятий: Для работы с
детьми 5-6 лет. М. Мозаика-Синтез.
16. Новикова В.П., Тихонова
Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях., М: Мозаика – синтез,
2007 г.
17. Сорокина А.И.
Дидактические игры в детском саду.
18. Столяр Н.А. Давайте
поиграем?