Математика в туризме

07.12.2023

1.     Тема: «Путешествие в страну Математики»

2.     Вид проекта: краткосрочный

3.     Тип проекта: познавательно-игровой

4.     По количеству участников: групповой

Участники проекта:

воспитанники подготовительной группы;

воспитатель;

5.     Проблема: недостаточное развитие элементов логического мышления у детей предшкольного возраста.

Краткое содержание проекта

Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его подготовки к школе. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

Актуальность

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте, способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Поэтому на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей.

Проблема

Недостаточное развитие элементов логического мышления у детей предшкольного возраста. Недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления. Умение логически мыслить способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

 

Цель проекта – повышение уровня логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр

 

Задачи проекта:

*                обучать детей операциям: анализа, синтеза, сравнения, классификации, формировать навыки упорядоченности действий;

*                развивать у детей умение рассуждать логически, излагая свои мысли;

*                развивать произвольное внимание, познавательный интерес и творческое воображение;

*                воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе;

*                развивать простейшие и логические структуры мышления  и  математические  представления;

*                повышение уровня логического мышления старших дошкольников, с помощью увеличения объема знаний детей играми занимательной математики и логики;

 

Ожидаемые результаты:

*                использование в работе логических игровых заданий, логико-математических, развивающих игр;

*                создание в группе логико-математического уголка;

*                способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки - объединять действия и объекты по их сходству и различию, анализировать их);

*                повышение уровня логического мышления и элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

*                повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей при подготовке дошкольников к обучению в школе.

 

ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

1 этап – начальный

Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.

В связи с этим в группе был создан уголок «Занимательной математики», где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности, в котором каждый ребёнок может реализовать себя, свой интерес, через практическую деятельность, где обучение идет через действие, опыт, решение проблемных ситуаций, через игру - ведущую деятельность детей. В нём представлены: различные дидактические игры, занимательный материал. Сделана подборка книг на развитие логического мышления у дошкольников.

В уголке представлены логические, различные настольно-печатные игры, головоломки, дидактические игры и упражнения. Некоторые из них:

настольно-печатные:

- «Веселая логика» - игра-головоломка по технологии пазлы. Анализ и синтез фигур. Анализ: от предмета к его частям. Синтез: от части к целому.

- «Подбери узор» (заплатки) Серия «Развиваем играя».

- «Логические таблицы». Серия «Забавы в картинках». Игра по типу лото — подобрать цвет и форму одновременно.

- «Цвет и форма». Серия «Развиваем играя». Игра по технологии лото.

- «Формы». Серия «Учись, играя». Игра по технологии пазлы.

- «Контуры». Серия «Учись, играя». Подбор картинок, на которых изображены предметы к «путанке» в центре. Игра по технологии пазлы.

игры на объемное моделирование:

- «Сложи узор» - набор кубиков, по разному окрашенных со всех сторон, для составления сюжетных картинок, предметов, узоров. Игра развивает пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление.

- «Кубус» - по принципу «Лего», только детали кубической формы и разные по цвету и дизайну.

- «Стройка» - детали соединяются как объемные пазлы. Можно составлять объемные и плоскостные фигуры.

- «Собери куб». Задача — так одеть деревянные пазлы на штырьки, чтобы получился куб правильной формы.

- «Собери гусеницу». Задача — собрать гусеницу из деталей, чтобы цифры на деревянных колечках туловища были расположены по порядку.

игры на плоскостное моделирование:

- «Математический планшет». Игровое поле квадратной формы со штырьками, резинки.  На игровом поле можно конструировать геометрические фигуры, углы, предметное изображение, узоры.

- Игры «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Магнитная мозаика» и другие.

        

Детям был обеспечен свободный доступ к игровому материалу. В вечернее время дети с удовольствием играли в геометрический конструктор. В такой игре детей увлекала цель - составить увиденное на образце или самостоятельно задуманное силуэтное изображение. Игры такого типа интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью, парадоксальностью результата, рассчитаны на проявление активности и интереса.

 

2 этап – основной (формирующий)

В ходе основного практического этапа проекта нами были реализованы следующие задачи:Хочу такой сайт

-                   определила основные направления реализации проекта, подобрала программно-методического обеспечение;

-                   проведение игр, направленных на активизацию мышления ребенка, усвоение детьми логических операций:

Ø «Логические блоки Дъенеша»;

Ø «Палочки Кюизенера»;

Ø «Круги Эйлера»;

Ø игры со счетными палочками (по Михайловой);

Ø логические загадки и задачи-шутки;

Ø игры на классификацию предметов: «Подбери пару»;

Ø игры на конструирование;

 

«Танграм»                                «Монгольская игра»                   «Пифагор»

 

«Колумбово яйцо»           «Волшебный круг»

 

Ø игры со счетными палочками;

Ø игры, направленные на сравнение: «Найди отличия», «Рассеянный художник», «Найди лишнее»;

Ø собирание пазлов;

Ø нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур;

- работа шахматного клуба «Шахматы к школе»;

- проведение занятия в подготовительной группе по развитию элементов логического мышления «Академия логических задач» (Приложение №2)

- проведение консультации для родителей «Развивающие игры для ребенка», «Игры для развития логического мышления детского сада и дома», «Занимательные игры — что это?»;

 

3 этап – заключительный (контрольный)

 - Проведение квест-игры Путешествие по стране юных математиков (приложение 5);

- Подготовка к участию в Городской математической игре для дошкольников "Кенгуренок "2019

- Проведение графических диктантов и решение ребусов, представленных в Приложении № 4.

 

Результаты проектной деятельности

 

В ходе реализации проекта была создана:

- Картотека дидактических игр

- Проведение занятия в старшей группе по развитию элементов логического мышления «Академия логических задач» (Приложение №2)

- Проведение круглого стола по теме «Я учусь считать»;

- Тематическое развлечение квест-игры Путешествие по стране юных математиков

- Размещение в уголке для родителей папки-передвижки «Веселые цифры», «Живые геометрические фигуры»;

- Оформление памятки для родителей «Развитие логического мышления у детей 5-6 лет»;

           В результате проведённой развивающей работы было выявлено, что при системном использовании дидактических игр и упражнений на занятиях по математике и в свободной деятельности уровень логического мышления у детей подготовительной группы значительно повысился.

Также у старших дошкольников повысилось качество математической подготовленности, что позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Использование системы работы по развитию логико-математических представлений и методики развивающего обучения позволило активизировать мышление, память, внимание, воображение, сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.

В ходе работы я стремились к активизации интереса родителей к использованию логических игр и упражнений, что в свою очередь поспособствовало формированию активной родительской позиции.

 

Список литературы

1.     Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М. Мозаика-Синтез. 2006 г.

2.     Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. М.Эксмо,2005 г.

3.     Волчкова В. Занимательный счет. Дошкольное воспитание. 1993г. №1. С. 45.

4.     Грин Р., Ласкон В. Введение в мир числа. М.: Пелагогика, 1982 г.

5.     Данилова В.В., Павлова Л.И. Методика формирования математических представлений. М., 1996г.

6.     Дьяченко О.М., Агаева Е.А. Чего на свете не бывает?

7.     Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. Авт.-состав. Попова Г.П., Усачева В.И. – М., 2005 г.

8.     Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических у детей. –М. 1989 г.

9.     Н. М. Крылова , «Детский сад- дом радости».

10. Леушина А.М. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. Л., 1990 г.

11. Метлина Л.С. Занятия по математике (подготовительная к школе группа). Дошкольное воспитание. 200 г. №9-10.

12. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М: Просвещение 1997 г.

13. Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике. Спб: Детство-Пресс., 2001 г.

14. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. Просвещение, 1990 г.

15. Морозова И. Развитие элементарных математических представлений: конспекты занятий: Для работы с детьми 5-6 лет. М. Мозаика-Синтез.

16. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях., М: Мозаика – синтез, 2007 г.

17. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.

18. Столяр Н.А. Давайте поиграем?

 

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».